Главная страница

Благословения студии
Студия
Духовник студии
Телепрограмма "ВЕСТНИК ПРАВОСЛАВИЯ"
Премьеры
Эксклюзивные интервью
Паломничества студии по святым местам Руси
Записки корреспондента Отзывы
Фотоархив
Поздравляем!

Православные мысли на каждый день
Вечная память
Вопрос священнику
Объявления
Тихвинская икона
Православные просветительские центры

Музыкальная страничка
Картинная галерея
Литературный уголок

ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ

Братья и сестры!
На ваши вопросы отвечает протоиерей КИРИЛЛ Копейкин,
секретарь Ученого Совета Санкт-Петербургских Духовных Школ, кандидат физико-математических наук.

Задавайте нам свои вопросы!

Вопрос:
Батюшка, скажите, пожалуйста, что такое прелесть?

Вопрос:
Я прочитала у преподобного Серафима Саровского, что цель жизни христианина – стяжание Благодати Святаго Духа. Несколько раз перечитывала это место, и все равно не поняла, как ее стяжать и как можно распознать, что Благодать стяжается?

Вопрос:
Скажите, пожалуйста, нужно ли иметь духовника и где его найти?

Вопрос:
В чем состоит Истинность Православной Веры и как распознать Истинность, ведь многие другие религии, на первый взгляд, и направлены на совершенствование человека?

Вопрос:
Батюшка, я недавно прочитал, что без молитвы мир погибнет, так ли это?


Вопрос:
Батюшка, объясните, пожалуйста, Бог сотворил мир и в конце каждого дня говорил: « И это хорошо весьма». И человека сотворил по Своему Образу и подобию, откуда же тогда в мире Зло?

Вопрос:
Батюшка, расскажите, пожалуйста, есть ли разница между десятью заповедями и заповедями блаженства?

Вопрос:
Вот ведь, дожил до 46 лет , а так и не придумал как правильно обратиться к священнослужителю по и-нету. Итак: Храни Вас Бог!... С удовольствием читаю христианско-философских писателей России. Соловьев, Розанов - мои настольные книги. Одолел даже "Исповедь" Августина Аврелия. Скудного своего ума не хватает что бы ответить себе на многие вопросы, затронутые человеческим гением и Божием на то соизволением: Бог сделал мир познаваемым. А религиозно-мистического опыта ,как другой ипостаси познания истин ,практически нет вообще. Вот и остается просить людей умудренных изучением богословия порекомендовать литературу соответствующего направления, то есть я как бы прошу о руководстве своим богословским образованием заочным. Порекомендуйте пожалуйста. Заранее благодарен
Дмитрий г. Санкт-Петербург.


 

Вопрос: Батюшка, скажите, пожалуйста, что такое прелесть?

Ответ: Язык, которым мы пользуемся, он непрестанно меняется, это, собственно, одно из естественных свойств языка. И очень часто меняется смысл слов, которые мы употребляем, причем меняется порой очень сильно, иногда на прямо противоположные. И в этом смысле таковым является смысл слова "ПРЕЛЕСТЬ". Сегодня, когда мы говорим, например: "Какой прелестный ребенок", подразумевая, что это очень красивое дитя, которым нужно восхищаться, и в слово "прелесть" мы вкладываем, безусловно, положительный оттенок. Между тем буквальный смысл этого слова – это "ПРЕЛЬЩЕНИЕ, ОТВЛЕЧЕНИЕ ОТ ИСТИНЫ". Вот эта перемена смысла этого слова, мне кажется, очень характерна для нынешнего состояния мира. Потому что сегодня мы окружены множеством событий, явлений, которые прельщают нашу Душу и отвлекают нас от истины. И мы забываем о самом главном собственно предназначении человека. О том, что человек отличается принципиально от всех остальных живых существ. Не тем, что он умнее других, не тем, что он способен построить, вот, такую цивилизацию, которую мы построили. Самое главное в другом. Самое главное, что человек – это единственное из всех живых существ, которое способно к свободному общению с Богом, к Встрече с Ним. И вот эта Встреча с Богом, она как раз и осуществляется в молитве, в Церкви, в богослужении. Если мы утрачиваем для себя возможность этой Встречи. Если мы не оставляем в своей жизни времени и места для этой Встречи, то, к сожалению, утрачиваем свою человечность. Утрачиваем вот ту специфику, которая и делает нас по-настоящему людьми. Множество суетных событий этого мира, этой жизни, прельщая наше внимание, прельщая нашу волю, они отвлекают нас от этого главного средоточия нашей жизни и, к сожалению, очень часто бывает, так что совершенно замечательные, удивительные, тонкие, умные люди они порой не задумываются над тем, зачем они собственно живут и что, значит, быть человеком. Мне кажется, что для нас очень важно в жизни выстроить правильную иерархию ценностей. Ту иерархию, которая на первое место поставила бы Бога. И вот если это действительно произойдет, если действительно Бог в нашей жизни будет на первом месте и если действительно мы, прежде всего, возлюбим Бога, то все остальное устроится и все остальное выстроится. И жизнь наша, которая порой состоит из совершенно разрозненных кусочков, на которые разрывает нас грех, она соберется в одно единое целое. И обратите внимание, что в Церкви, мы часто говорим о Спасении, говорим о том, что Бог помогает человеку спастись и, порой под Спасением подразумеваем, что после Смерти мы попадем в Рай и, там нам будет хорошо, тихо, спокойно, но слово "СПАСЕНИЕ" ведь буквально означает "ИСЦЕЛЕНИЕ, ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ", и за пределами этой жизни продолжится то, что было здесь. Если в этой жизни, моя жизнь была разорвана на разные частички, разрозненные грехом, так как я могу собраться после смерти? Если же я в этой жизни стремился к целостности, стремился к спасению, то это продолжиться и за пределами этого Земного Бытия. Дай Бог всем нам правильно отличать Прелесть от того Пути, который действительно ведет нас к Богу, чтобы воссоединить нам целостность нашей Жизни, нашей Души, чтобы действительно идти нам путем СПАСЕНИЯ, а не путем ПРЕЛЬЩЕНИЯ.

Вопрос: Я прочитала у преподобного Серафима Саровского, что цель жизни христианина – стяжание Благодати Святаго Духа. Несколько раз перечитывала это место, и все равно не поняла, как ее стяжать и как можно распознать, что Благодать стяжается?
-------------------------------------------------------------
Ответ:
Преподобный Серафим, говоря о стяжании Благодати Святаго Духа, он использует образ, который был понятен людям той эпохи и того круга, к которому он обращался. Он говорит о том, что стяжание Благодати подобно труду купца, который ищет выгодные для продажи товары, и избирает именно товар, приносящий прибыль. И также точно в поисках того, что приносит нам Благодать, мы должны найти такой правильный способ поведения в этом мире и через это обрести Благодать. Обратите внимание, каким, на первый взгляд, неблагочестивым примером пользуется преподобный Серафим Саровский: он сравнивает стяжание Благодати Духа Божия со стяжанием денег. Мне кажется, что этот образ – он, действительно, очень живой, потому что он показывает, что здесь нельзя дать какой-то одной рекомендации на все случаи жизни, которая подходила бы каждому человеку, потому что как в разных ситуациях разные товары могут принести разную прибыль, и разные люди с разным успехом могут торговать одним или другим. Точно так же и каждый из нас в своей жизни должен искать свой собственный путь, тот путь, который приводит его к Богу и который наполняет его Дарами Духа Божия. Как же понять, как почувствовать, что мы действительно стяжаем Благодать? Вот, помните Господь в Евангелии, в Нагорной проповеди дает нам Заповеди Блаженства. И, вот, это слово, которое переведено как "БЛАЖЕНСТВО", оно буквально означает "СЛЕДОВАНИЕ ПО ПРАВИЛЬНОМУ ПУТИ". Каждому из нас Господь дарует внутри то чувство совести, соведения, которое помогает отличить истину от лжи. И помните, когда преподобного Серафима спрашивали: "как он знает те ответы на вопросы, которые люди еще не успели задать ему, откуда он знает, что человек хотел спросить", то преподобный Серафим отвечал: "первая мысль, которая приходит ко мне в голову, я почитаю за мысль, пришедшую от Бога". То есть в нашей душе есть вот та чистота, которая позволяет нам отличить истину от лжи, но, к сожалению, часто, вот, эта первозданная чистота она оказывается замутнена сверху той коростой греха, которая неизбежно оседает каждого из нас. И, когда мы чувствуем в жизни, что жизнь наша наполняется смыслом, когда мы чувствуем полноту бытия, когда чувствуем, что идем по тому правильному пути, который приближает к нам Бога, вот, это и есть критерий того, что действительно Благодать Божия действует в нашей жизни. Конечно, мы можем ошибаться, и, конечно, никто из нас не застрахован от ошибок, не застрахован от того, чтобы впасть в Прелесть, но, вот, мы же не одни живем в этом мире, мы являемся членами Церкви. И Церковь через других членов Церкви помогает нам осознать свои промахи и вернуться на правильный путь, на путь Духовной Жизни. Мне хотелось бы подчеркнуть, что Духовная Жизнь – это не есть жизнь какая-то совершенно отдельная от обычной жизни. Нам часто кажется, что Духовная Жизнь – это жизнь, которая наполнена только молитвой. Нам кажется, если читать акафисты, духовную литературу, Евангелие – вот это и будет Духовная жизнь, а мы живем нашей какой-то обыденной жизнью и не можем вернуться к жизни подлинно духовной. Но Духовная жизнь, это, в общем, наша обычная жизнь, которая наполнена Духом Божиим. Вот, как парус наполняется ветром и этим ветром движется корабль. Точно также наша жизнь должна быть наполнена Духом, который двигает нас по этой жизни и влечет нас к Богу. И, вот, самое главное, мне кажется, чтобы мы чувствовали, что не нашей только суетной волей направляется наша жизнь, а что наша жизнь действительно как парус наполнена Духом Божиим и этот Дух влечет нас к Богу.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, нужно ли иметь духовника и где его найти?
-------------------------------------------------------------
Ответ: Современная церковная ситуация, нельзя сказать, что она совершенно идеальная, потому что после многих десятилетий вот такого разрушения Церкви, которое производилось, поэтому нельзя сказать, что Церковная Жизнь, она уже полностью нормализовалась. И сегодня, когда мы приходим в Церковь, то в поисках какого-то правильного устроения нашей жизни, мы обращаемся к литературе и часто неразумно применяем те рецепты, которые мы встречаем в этой литературе. Ну, представьте себе, вот, человек пришел в "Аптеку" и, перед ним лежит множество различных лекарств в красивых упаковках. Они, действительно, помогают врачеванию болезни, но, если я начну эти лекарства принимать сам, без разбора, пользуясь только своими представлениями о том, насколько это лекарство эффективно, то едва ли результат будет для меня хорошим. Я ведь скорее разрушу свое здоровье таким неправильным употреблением лекарств. И, вот, нечто подобное происходит, когда люди начинают читать святоотеческую литературу и начинают буквально прикладывать те рекомендации, которые там есть, к себе. И часто, читая творения аскетов, подвижников Y века, люди полагают, что, живя в условиях современного города, они могут пытаться почти буквально исполнять те рекомендации, которые были написаны для людей совсем другой эпохи и живущих в совсем иных условиях. Это не значит, конечно, что мы стали другими людьми, нам уже не нужно то, что было нужно тем людям, нет. Но просто мы должны помнить, что в каждую эпоху и для каждого человека существуют свои особенности духовной жизни и нужно очень бережно относиться к тем рецептам, которые давались для людей, которые, повторю, очень сильно отличались от нас людей современных. И часто можно слышать утверждение о том, что каждый человек должен иметь своего духовника. Конечно, с одной стороны, это было бы хорошо, хорошо, если бы у каждого человека был такой духовный наставник, который помогал бы ему на пути Духовного Восхождения. Однако, для того, чтобы отношения с духовником правильно складывались, этот духовник действительно должен обладать огромной высотой в Духовной Жизни и огромной чуткостью к другой Душе. Такого духовника часто встретить бывает непросто. И, к сожалению, люди, желая обрести духовника, они обращаются почти к первому попавшемуся человеку, в надежде, что он сможет стать их духовником. И часто неправильно относятся к такому духовнику, потому что полагают, что всякое повеление, которое исходит от этого человека, его нужно буквально исполнять. При этом как бы пытаются переложить ответственность на другого, чтобы он уже был ответственен за те решения, которые принимает человек. Но на самом деле, ведь мы все ответственны перед Богом за свою Жизнь и ответственны за свой Выбор. И мне представляется, что не нужно искать духовника как бы от себя, потому что, когда мы достигнем того Духовного Уровня, когда нам это будет действительно необходимо, то Господь нам его пошлет. Господь промышляет о каждом из нас и промышляет тысячу неведомых нам способов, и если мы внимательно присмотримся к своей жизни, мы ведь увидим проявление этого Промысла Божиего о себе. И если мы доверяем Богу, если мы доверяем Его Промыслу, то мы должны также и доверять тому, что в том момент, когда нам это будет действительно необходимо появится тот духовник, который станет нашим духовным руководителем. Появится тот духовник, который почувствует то, что необходимо нашей душе и поможет нам взойти к Богу и можно пытаться опережать Промысел Божий. Пусть Господь действует в нашей жизни.

Вопрос: В чем состоит Истинность Православной Веры и как распознать Истинность, ведь многие другие религии, на первый взгляд, и направлены на совершенствование человека?
----------------------------------------------------------
Ответ: Вы знаете, действительно, существует множество религиозных традиций и нельзя сказать, что все они в полной мере ложные. Вот, апостол Павел в своей речи перед Афинским Ариопадом, о котором пишется в книге "Деяний Апостольских", он говорит о том, что Бог помышляет обо всех народах и всем, даже языческим народам, было дано, может быть, не полное, но все-таки частичное знание о Боге. И большинство религий, они сохранили в себе следы этого подлинного Знания об Истинном Боге, но вся полнота Откровения, она была явлена именно во Христе, потому что Христос - это сын Божий, который пришел в Этот Мир для того, чтобы как раз и явить людям всю полноту Истины, всю полноту Откровений. Можно сказать, что все остальные религии они являются как бы ересями, ересями, вот, в каком смысле слова: слово "ЕРЕСЬ" происходит от греческого глагола "ЕРЕРО" – "ВЫБИРАЮ, ИЗБИРАЮ". Конечно, я, будучи человеком, и в силу этого существом ограниченным, я не могу вместить всю полноту Истины. Но, когда я понимаю, что то, что я знаю об Истине – это только часть этой Истины, то это естественно. Когда же я эту свою частичность начинаю принимать за полноту, тогда, собственно говоря, и возникает ересь в привычном нам смысле слова. И, можно сказать, что все языческие традиции (ну, не все, может быть, большинство, потому, что, конечно, есть и демонические традиции), большинство языческих традиций, они как бы являются ересями в том смысле слова, что они содержат в себе крупицы Истины. А Христианство является в подлинном смысле слова абсолютной религией, именно потому, что оно объемлет все остальные, и это познается по плодам, мы видим, насколько изменился мир в христианскую эпоху. Сейчас мы живем в мире, который уже изменил Христианство и нам даже сложно представить каким мир был до пришествия Христа, потому что, с чем мы сталкиваемся сегодня у народов языческих, которые еще живут вне, ну, по крайней мере, цивилизации, которая все-таки пронизана отчасти, но пронизана Христианским Духом, мы видим, какими были люди до Откровений, и насколько они отличались от тех людей, с которыми нам приходится сталкиваться сегодня. Человек жил в мире, почти что галлюцинаций, почти что снов, и, вот, эта такая темнота, непроясненность мира, непроясненнность сознания, состояние страха и неясности вот этого духовного мира, который, конечно, ощущался близким человеку. Оно было препятствием на пути Духовного восхождения, и именно Христианство действительно изменило и преобразило этот мир. И даже та новоевропейская цивилизация, которая возникла, пусть в контексте деформирования, но все-таки христианской традиции, она тоже изменила сегодняшний мир, и мне кажется, что это является лучшим свидетельством Истинности Христианства, Потому что Господь говорит, что все познается по плодам и те плоды, и в первую очередь, плоды святости которые приносит Церковь Христова, они как раз и являются лучшим свидетельством ее истинности.

Вопрос: Батюшка, я недавно прочитал, что без молитвы мир погибнет, так ли это?
-----------------------------------------------------------
Ответ: Для того чтобы понять, зачем человеку нужна молитва, нужно, прежде всего, понять, что собственно такое "человек". Вот, Священное Писание говорит нам о том, что человек сотворен по Образу и подобию Бога, Бога – Слова. И человек, в отличие от всех остальных живых существ, словесен. Эту словесность он реализует в общении с другой личностью словесной, в общении с другим человеком. Но абсолютной своей реализации эта человеческая словесность достигает в предстоянии личности Абсолютной - Богу.
В христианской традиции подчеркивается, что Бог – это не просто поле какое-то, не просто космический разум, не просто абсолют, а именно - Личность. Потому, что только с таким Богом можно вступать в личные отношения. В чем принципиальная важность Боговоплощения? в том, что Бог, становясь человеком, делает для нас возможным вступать с Ним в диалог так же, как мы вступаем в диалог с другим человеком. Он как бы становится с нами на одну ступень. Он становится близким, понятным, доступным нам. И апостол Павел говорит о том, что служение церкви есть служение словесное "логосное" служение. И это словесное предстояние Творцу человек как раз и реализует в молитве. Священное Писание оно начинается с повествования о Творении Мира. И это не случайно, дело в том, что это очень важно для того, чтобы человек смог понять как, собственно, он существует в этом мире. А вот для нас утверждение, что мир сотворен Богом, обычно означает следующее, что вот Бог когда-то этот мир сделал. Но дело в том, что тварность это не просто изготовленность Богом, а не самобытность. Когда Писание говорит о том, что Бог сотворил этот мир и сотворил из ничего, то это означает, что миру в своем бытию не на что опереться, кроме как на Бога. Вся тварь есть только потому, что она как бы вот поддерживается в бытии десницей Божией. И человек есть лишь в той мере, в которой он вступает в отношение с Богом, в которой он предстоит своему Творцу.
Поэтому для нас молитва - есть не просто просьба, обращенная к Богу, как, скажем, было для язычников, которые просто чего-то просили: "Дай нам, Боже!". Нет, для нас молитва - это способ обрести бытие в подлинном смысле слова, бытие, которое было бы целостным, не разорванным. И, естественно, что вот так понимаемая молитва, она меняет само антологическое, бытийственное устроение человека, сам способ его существования. Поскольку мы осуществляем себя как люди, лишь в меру того насколько мы вступаем в общение с Богом, то, собственно, в молитве человек в подлинном смысле слова реализуется как человек. Вот его специфическая человечность проявляется в том, что он может вступать в молитвенное отношение с Богом.

Вопрос: Батюшка, объясните, пожалуйста, Бог сотворил мир и в конце каждого дня говорил: « И это хорошо весьма». И человека сотворил по Своему Образу и подобию, откуда же тогда в мире Зло?
-----------------------------------------------------------
Ответ: Действительно, этот вот вопрос о том, откуда в мире зло, почему страдание, которое так разрушает нашу жизнь, этот вопрос он всегда волновал человека и на него обычно отвечали 2-мя способами:
Первый: - Бог, когда творил мир, Он плохо его сотворил, и мир плох сам по себе. Ничего просто нельзя исправить здесь, и человек бессилен что-либо изменить в мире.
Другой вариант ответа был такой: плохой Бог сотворил этот мир. И поэтому мир не может быть хорошим, просто потому, что зло заложено в самом Боге, который этот мир сотворил.
И в том и в другом случае для человека не оставалось надежды, что что–либо может перемениться. В христианской традиции дается совсем другой ответ. Мир сотворен хорошим, он сотворен благим Богом, но зло в этот мир приходит через человека. Человек оказывается ответственен за то зло, за тот грех, которой царствует в мироздании. И с одной стороны, это возлагает громадную ответственность на плечи человека, но с другой стороны, это дает надежду на то, что через человека это же может и должно перемениться. И Христос, как раз приходит в этот мир для того, что бы дать человеку возможность изменить все мироздание. Нам это может показаться странным, потому, что кажется, что человек полностью зависим от этого мира, но, с точки зрения христианской традиции - человек не просто часть мироздания, человек - не микрокосм, как то было в языческих религиях, а человек - макрокосм, человек собирает в себе весь мир, и поэтому, когда изменяется способ бытия человека, то и меняется мир вокруг него. И собственно рассказы о чудесах - это и есть повествование о том, как меняется мир, когда меняется человек. Нам часто кажется, что чудо есть просто нарушение законов природы, на самом деле это не так, на самом деле чудо есть обнаружение вот того подлинного устроения мироздания, которое было бы, если бы человек не исказил этот мир своим грехом. И, когда, скажем, в житие преподобного Серафима Саровского, мы читаем, как к нему приходил медведь за крошкой хлеба, мы понимаем, о чем там говорится. Дело не в том, что в житии преподобного Сергия Радонежского, говорится о том, что к нему приходил медведь, за крошкой хлеба, то мы понимаем, в чем смысл этого повествования, когда человек сбрасывает со своих плеч груз греха, тогда он на столько приподнимается над этим миром, что он становится выше тех падших законов, которые сегодня царствуют в мироздании, и тварь чувствует, что человек становится выше ее и тварь подчиняется человеку. И медведь, вот этот, приходящий к Преподобному Сергию, знаменует собою то, что вот отныне преподобный Сергий настолько высветлил свое естество, очистил его от греха, что даже безъязыкая тварь она чувствует это и подчиняется ему. И вот все чудеса, о которых мы знаем с вами, в христианской традиции они как раз и свидетельствуют о том, что да, мир этот и может и должен быть преображен и исцелен через человека.

Вопрос: Батюшка, расскажите, пожалуйста, есть ли разница между десятью заповедями и заповедями блаженства?
-----------------------------------------------------------
Ответ: Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Есть ли разница между десятью заповедями и заповедями блаженства? Конечно. Что такое десять заповедей и зачем был дан Ветхий закон? Порой, кажется, что закон даётся человеку для того, чтобы сделать его лучше. Но ведь закон является чем-то внешним по отношению к человеку. Он не меняет его изнутри. И ветхозаветный закон, как говорит апостол Павел, был дан человеку для того, чтобы человек осознал меру своей греховности. Апостол Павел говорит об этом так: "закон преступления ради приложися". То есть, если перевести это на русский язык, прозвучит так: "закон дан для того, чтобы было преступление". На первый взгляд это может показаться странным.
Но ведь, если мы вдумаемся, то поймём, что, действительно, когда нет закона, нет и преступления. И я, чтобы я не совершал, я не переступаю черту, которая отделяет закон от беззакония. Лишь, когда эта черта оказывается, проведена, лишь тогда, переступая её, я становлюсь преступником. И, вот, закон был дан ветхому Израилю для того, чтобы люди поняли, что они больны болезнью греха до такой степени, что при всем желании человек не может не нарушить закон. И апостол Павел говорит о том, что если " я нарушил в чём-то одном закон, я нарушил весь закон". Действительно не важно, в каком месте я пересёк границу, важно, что я пересёк её и потому стал преступником.
И вот повторяю, ветхий закон, десять заповедей, будучи "внешними" по отношению к человеку, не могли переменить человека изнутри. И для того oни были даны эти десять заповедей, чтобы человек осознал меру своей испорченности. И Христос приходит для того, чтобы дать человеку новый закон, закон, который отныне оказывается не внешним по отношению к человеку, как были ветхозаветные десять заповедей, написанные на каменных скрижалях, а Новый закон, принципиально другой, который оказывается внутренним законом человеческого бытия. Он написуется уже, как говорит апостол Павел, на плотяных скрижалях сердца. И вот именно это и делает новый закон принципиально новым. Дело в том, что в греческом языке есть два слова, которые по-русски одинаково переводятся как новый, нэус и кайнос. Нэус - это новый по времени, но такой же, а кайнос буквально можно перевести как небывалый. Так вот слова "Новый завет" по-русски может быть лучше было перевести - небывалый завет. И небывалость эта состоит в том, что человек обретает новый способ бытия, внутренний, который делает исполнение заповедей не сложным, а естественным. Этот закон оказывается по-прежнему внешним по отношению к человеку, но его уже исполнить не тяжело, потому что человек сам, следуя побуждению своего нового сердца, естественным образом исполняет этот закон. И заповеди блаженства - это не заповеди в привычном ветхозаветном смысле слова, как повеление, то, что надо исполнять. Это то, что характеризует вот этот вот способ бытия человеческого сердца.
Новый, необычный, и это заповеди, которые говорят нам о том, вот какая какую жизнь обретает человек, если он действительно становится новым человеком. Если он живёт во Христе.

 

На ваши вопросы отвечает клирик Санкт-Петербургской епархии священник Александр Захаров, настоятель храма Державной иконы Божией Матери при Государственном центре социальной помощи семье и реабилитации детей-сирот "Гелиос"

 

 

 

Вопрос:
Здравствуйте, Батюшка. У меня в городской квартире уже пять лет живёт собака. Я крестился год назад, прежде был неверующим. Теперь мы с женой хотим освятить квартиру, но собаку выгонять не хотим. Она очень к нам привязана. Отдать её кому-либо проблемно: собака большая, ест много, а сторож из неё не выйдет - она добрая. На чем базируется запрет освящать такую квартиру? Это не суеверие? По-моему, телевизор гораздо больше оскверняет дом, чем собака. И если бы люди умели прощать обиды так кротко, как моя собака это умеет, жизнь на земле была бы куда лучше.
С почтением. Владислав.


Вопрос:
Христос Воскресе!
Здравствуйте. Спасибо Вам, отец Александр, за ответы на мои вопросы по поводу болящей и умирающей мамы. Еще вопрос, если можно: можно ли читать Псалтирь и другие молитвы помимо Пасхальных часов в светлую седмицу?


Вопрос:
Здравствуйте, Батюшка! Хотела прояснить вопрос о соблюдении поста. Не раз слышала, что в Великий пост без растительного масла и с днями сухоядения - это только для монахов и подвижников. Для мирянина на такой пост нужно особое благословение священника. Но ведь во всех православных книгах такое строгое соблюдение поста предписывается всем, кроме больных, беременных и т. д. Я к ним не отношусь и стараюсь соблюдать пост по всей строгости. Но благословения на это не брала (по незнанию). Объясните, неужели то, что для наших бабушек было повседневностью, то для нас уже является подвигом? Или во мне действительно говорит непомерная гордыня (на самом деле есть такой грех за мной). Но ведь можно найти кучу разных оправданий -времена сейчас не те, люди не так сильны духом, как раньше - и по этой причине вообще отказаться от всякого воздержания. Но ведь постимся мы для себя, а не для "галочки"!!! Спаси Вас Господь!
Светлана, Москва.


Вопрос:
Здравствуйте, Батюшка!
У меня такой вопрос, можно ли сочетаться браком в последнюю неделю поста, но не в церкви, а ЗАГСе?
Елена г. Астрахань


Вопрос:
Добрый день!
Я собираюсь венчаться в августе этого года. На примете у меня Никольский собор (т.к. меня в нем крестили), но другие говорят, что он морской и там не очень хорошо венчаться простым людям (не морякам и т.д.) Посоветуйте в каких храмах Петербурга можно венчаться и когда лучше подавать заявку (за месяц или больше) и к кому подходить, чтобы обговорить время и т.д.


Вопрос:
Здравствуйте, Батюшка!
У меня 3 вопроса:
1. В каких случаях и как часто надо просить благословения у родителей?
2. Можно ли подавать записки за родственника про которого не знаешь (и не узнаешь) крещен он или нет?
3. Нужно ли читать акафисты дома если ты пребываешь в скорби?
Р. Б. Юлии из Санкт-Петербурга

Вопрос:
Здравствуйте, Батюшка!
Большое спасибо Вам за ответы. Ответьте, пожалуйста, еще на один вопрос: Всем хорошо известна притча о мытаре и фарисее. Смысл ее вроде бы мне понятен, но в жизни бывает ситуация, когда
человек живя в грехе и ощущая этот грех, постоянно каясь в нем, ничего не может поделать со
сложившейся жизненной ситуацией (я не имею ввиду какую то дурную черту характера, а именно
жизненную ситуацию). Остался ли мытарь мытарем, после того как Бог его простил? Заранее благодарна за ответ.
Юлия.

Вопрос:
Мне 24 года 180см весил 86 кг мастер спорта по самбо КМС по дзюдо по боксу красный пояс по таеквондо, желтый по карате, знаю 3 языка свободно. Год назад ночью я ехал на машине. За городом в неположенном месте мужчина переходил дорогу. Я попытался его объехать, машину занесло, она пролетела 150 метров и разбилась. От машины ничего не осталось, а меня выбросило. У меня: параплегия, трахеостома, и сломана рука. Мне уже сделали 10 операций. Сначала неправильные в Киеве мне делали операцию Данчин, Бойко, Цимбалюк. В августе я поехал в Германию, где меня немцы "собрали". В сентябре, когда я приехал из Германии, я лег в Военный Клинический госпиталь МО Украины. Моча была чистая как слеза. 4 месяца назад врач(женщина) меняла мне катетер и порвала уретру. Теперь у меня еще и цистостома, которой мне так не хватало. В декабре мне вынули пластинку из руки, я говорил врачам, что у меня болит рука, они мне не верили и говорили, что я вру. Потом мне сделали снимок руки, и оказалось, что кость не полностью срослась. Теперь у меня на руке лангета. Я вешу 69кг. скажите пожалуйста сквернословие это грех или нет, если на кого-то, то я согласен, просто когда я ругаюсь мне на душе становится легче?
Р.Б. Олег из Киева.

Вопрос:
Батюшка, мне 21 год, православный. Этим летом собираюсь сочетаться браком со своей любимой девушкой (она тоже верующая). Мы хотим иметь детей, но, реально оценивая наши возможности (жить будем с родителями, материального благополучия пока нет), приходим к выводу, что много детей мы не потянем. Да и первого хотелось бы завести попозже, когда закончу учиться. Близкие советуют не ломать себе голову, а пользоваться контрацептивами (как все, доже православные, говорят: что себе жизнь усложнять, даже священники пользуются). С другой стороны верующему нельзя легкомысленно подходить к этому вопросу, известно, что каноны строго запрещают как смертный грех. Так как относиться к супружеским отношениям? Или супружеские отношения только для чадородия, а с другой целью вступать в них грешно, или чадородие - как результат отношений и препятствовать чадородию грех, или супружеские отношения сами собой, а чадородие тоже само по себе? Итак, иметь ли по 10-15 детей, что кажется нереальным, или воздерживаться от отношений, или использовать контрацептивы (не абортивного действия)?
Алексей.

Вопрос:
Что грешнее: дурной помысел или совершение греха? Что делать, если в голову лезут нехорошие и ругательные слова и мысли?
р. Б. Екатерина, г. Санкт-Петербург.

Вопрос:
Как правильно реагировать, если на тебя кричат и ругаются, даже, бывает, незаслуженно?
Людмила Арсеньевна, г. Санкт-Петербург.

Вопрос:
Как Церковь относится к творчеству? Пагубно ли оно для православного христианина?
Лариса, г. Санкт-Петербург.

Вопрос: Здравствуйте, Батюшка. У меня в городской квартире уже пять лет живёт собака. Я крестился год назад, прежде был неверующим. Теперь мы с женой хотим освятить квартиру, но собаку выгонять не хотим. Она очень к нам привязана. Отдать её кому-либо проблемно: собака большая, ест много, а сторож из неё не выйдет - она добрая. На чем базируется запрет освящать такую квартиру? Это не суеверие? По-моему, телевизор гораздо больше оскверняет дом, чем собака. И если бы люди умели прощать обиды так кротко, как моя собака это умеет, жизнь на земле была бы куда лучше.
С почтением. Владислав.
-----------------------------------------------------------
Ответ: Иерей Александр Захаров. Здравствуйте, Владислав. Извините, что так долго не отвечали - батюшка был в отъезде. На ваш вопрос отвечает священник Санкт-Петербургской Епархии Александр Захаров: "Канонических запретов я нигде не нашел. С моей точки зрения, квартиру освещать можно, но только подберите для Вашей собаки определенное место, например, в коридоре на коврике. Почему некоторые священники строги и не разрешают освещать помещение, где живет собака, потому что собака, в отличие от телевизора, может где-нибудь нагадить, нахулиганить и осквернить освещенное помещение или то место, где находятся иконы, и т.д. Вы совершенно правы, что телевизор, но вернее не сам телевизор, а то, что часто по нему показывают наносит огромный вред душе человеческой. Но телевизор можно выключить, а собаку на улицу не выгонишь. Поэтому, если Вы стоите перед выбором заводить собаку или нет - я скажу "нет", а если она у Вас живет, то выгонять ее нельзя. Нужно все сделать для того, чтобы собака не оскверняла освещенную квартиру.

Вопрос: Христос Воскресе!
Здравствуйте. Спасибо Вам, отец Александр, за ответы на мои вопросы по поводу болящей и умирающей мамы. Еще вопрос, если можно: можно ли читать Псалтирь и другие молитвы помимо Пасхальных часов в светлую седмицу?
Спаси Господи. р. Б. Лариса г. Краснодар.
-----------------------------------------------------------
Ответ: Здравствуйте, Лариса.
Как у Вас дела, как Ваша мама?
Извините, что не отвечали долго. Батюшка был в отъезде. Вам отвечает священник СПб Епархии Александр Захаров: "Псалтирь можно читать в Светлую седмицу только в домашней молитве."

Вопрос: Здравствуйте, Батюшка! Хотела прояснить вопрос о соблюдении поста. Не раз слышала, что в Великий пост без растительного масла и с днями сухоядения - это только для монахов и подвижников. Для мирянина на такой пост нужно особое благословение священника. Но ведь во всех православных книгах такое строгое соблюдение поста предписывается всем, кроме больных, беременных и т. д. Я к ним не отношусь и стараюсь соблюдать пост по всей строгости. Но благословения на это не брала (по незнанию). Объясните, неужели то, что для наших бабушек было повседневностью, то для нас уже является подвигом? Или во мне действительно говорит непомерная гордыня (на самом деле есть такой грех за мной). Но ведь можно найти кучу разных оправданий -времена сейчас не те, люди не так сильны духом, как раньше - и по этой причине вообще отказаться от всякого воздержания. Но ведь постимся мы для себя, а не для "галочки"!!! Спаси Вас Господь!
Светлана, Москва.
-----------------------------------------------------------
Ответ: Здравствуйте Светлана, на Ваш вопрос отвечает священник СПб епархии иерей Александр Захаров.
"Светлана, о том посте, о котором Вы пишите, он не только для монахов и подвижников, а для всех и на него благословения брать не нужно. Благословение у духовника берется на послабление поста, и уже духовник решает, кому что разрешить в употреблении пищи".

Вопрос: Здравствуйте, Батюшка!
У меня такой вопрос, можно ли сочетаться браком в последнюю неделю поста, но не в церкви, а ЗАГСе?
Елена г. Астрахань
-----------------------------------------------------------
Ответ: Здравствуйте, Елена!
На Ваш вопрос отвечает священник Санкт-Петербургской епархии иерей Александр Захаров.

"Лучше бы конечно регистрироваться после поста и даже после Светлой Седмицы. Но если уж так складывается, что не перенести регистрацию в ЗАГСе, то распишитесь, но до Венчания вступать в супружеские отношения нельзя".

Вопрос: Добрый день!
Я собираюсь венчаться в августе этого года. На примете у меня Никольский собор (т.к. меня в нем крестили), но другие говорят, что он морской и там не очень хорошо венчаться простым людям (не морякам и т.д.) Посоветуйте в каких храмах Петербурга можно венчаться и когда лучше подавать заявку (за месяц или больше) и к кому подходить, чтобы обговорить время и т.д. Заранее благодарна.
Анастасия г. Санкт-Петербург
-----------------------------------------------------------
Ответ: Здравствуйте Анастасия.
Браковенчание можно совершать во всех храмах Санкт-Петербурга. Вы можете выбрать по своему желанию любой, но важно другое. Не во все дни совершается браковенчание. Вы собираетесь венчаться в августе и поэтому должны знать, что во время Успенского поста (с 14 по 28 августа) браковенчание не совершается. Есть и другие дни, когда не совершается браковенчание: например, накануне среды и пятницы всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), храмовых праздников и т.д. Поэтому Вам необходимо прийти в тот храм, в котором Вы хотите венчаться. Подойти к священнику или обратится в свечную лавку и Вам скажут в какие дни августа могут вас обвенчать и что для этого необходимо.
С уважением, редакция

Вопрос: Здравствуйте, Батюшка!
У меня 3 вопроса:
1. В каких случаях и как часто надо просить благословения у родителей ?
2. Можно ли подавать записки за родственника про которого не знаешь(и не узнаешь) крещен он или нет?
3. Нужно ли читать акафисты дома если ты пребываешь в скорби?
Р.Б. Юлии из Санкт-Петербурга
-----------------------------------------------------------
Ответ: Здравствуйте Юлия! На Ваш вопрос отвечает священник СПб епархии Александр Захаров:
1. Родительское благословение надо просить, выходя из дома и, конечно, же при решении серьезных жизненных вопросов. Например, при выходе замуж.
2. Молиться за родственника, про которого не знаешь и не узнаешь,крещен он или нет, лучше келейн, то есть дома.
3. Тем более, когда посещают Вас скорби - читать АКАФИСТЫ НЕПРЕМЕННО.

Вопрос: Здравствуйте, Батюшка!
Большое спасибо Вам за ответы. Ответьте, пожалуйста, еще на один вопрос: Всем хорошо известна притча о мытаре и фарисее. Смысл ее вроде бы мне понятен, но в жизни бывает ситуация, когда человек живя в грехе и ощущая этот грех, постоянно каясь в нем, ничего не может поделать со сложившейся жизненной ситуацией (я не имею ввиду какую то дурную черту характера, а именно жизненную ситуацию). Остался ли мытарь мытарем, после того как Бог его простил? Заранее благодарна за ответ.
Юлия.
-----------------------------------------------------------
Ответ: Здравствуйте Юлия! На Ваш вопрос отвечает иерей Александр Захаров. "Смысл притчи не в том, что остался мытарь мытарем или нет. Смысл в том, что нельзя застывать на месте, как фарисей. Смотреть только вниз, что сделал я хорошего, доброго. И какой я молодец, что столько всего сделал хорошего. Смотреть надо вверх, сколько еще предстоит сделать и как еще далеко до совершенства. А что касается Вашей жизненной ситуации то, чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать конкретно, что за ситуация. В жизни часто не разделяется - вот - добро, а вот - зло. Бывает, что из двух зол человек выбирает меньшее и тянет свою лямку до конца. А бывает ситуация, когда пусть на части тебя рвут, а смиряться с ней нельзя.

Вопрос: Мне 24 года 180см весил 86 кг мастер спорта по самбо КМС по дзюдо по боксу красный пояс по таеквондо, желтый по карате, знаю 3 языка свободно. Год назад ночью я ехал на машине. За городом в неположенном месте мужчина переходил дорогу. Я попытался его объехать, машину занесло, она пролетела 150 метров и разбилась. От машины ничего не осталось, а меня выбросило. У меня: параплегия, трахеостома, и сломана рука. Мне уже сделали 10 операций. Сначала неправильные в Киеве мне делали операцию Данчин, Бойко, Цимбалюк. В августе я поехал в Германию, где меня немцы "собрали". В сентябре, когда я приехал из Германии, я лег в Военный Клинический госпиталь МО Украины. Моча была чистая как слеза. 4 месяца назад врач (женщина) меняла мне катетер и порвала уретру. Теперь у меня еще и цистостома, которой мне так не хватало. В декабре мне вынули пластинку из руки, я говорил врачам, что у меня болит рука, они мне не верили и говорили, что я вру. Потом мне сделали снимок руки, и оказалось, что кость не полностью срослась. Теперь у меня на руке лангета. Я вешу 69кг. скажите пожалуйста сквернословие это грех или нет, если на кого-то, то я согласен, просто когда я ругаюсь мне на душе становится легче?
Р.Б. Олег из Киева
-----------------------------------------------------------
Ответ: Здравствуйте Олег!
На Ваш вопрос отвечает священник СПб епархии Александр Захаров:
В любом случае сквернословие - это грех (на человека или про себя). Нужно не ругаться, а молиться, тогда придет утешение. Главное, в Вашей ситуации понять, почему это происходит. Когда наваливаются проблемы, надо понять, почему это произошло. Если расценивать жизнь только как удовольствие и радость, то ответить я Вам не смогу. А если понимать смысл жизни по церковному.
То есть, здесь на Земле - экзамен для всех, и как мы сдадим этот экзамен успешно или не успешно, такой и будет наша Вечная жизнь. И для Вас все эти испытания - экзамен. Да поможет Вам Господь Бог перенести все Ваши страдания, укрепиться в Вере и не потерять стойкости духа. Молитвенно с Вами пребываю.
Иерей Александр Захаров.

Вопрос: Вот ведь, дожил до 46 лет , а так и не придумал как правильно обратиться к священнослужителю по и-нету. Итак: Храни Вас Бог!... С удовольствием читаю христианско-философских писателей России. Соловьев, Розанов - мои настольные книги. Одолел даже "Исповедь" Августина Аврелия. Скудного своего ума не хватает что бы ответить себе на многие вопросы, затронутые человеческим гением и Божием на то соизволением: Бог сделал мир познаваемым. А религиозно-мистического опыта ,как другой ипостаси познания истин ,практически нет вообще. Вот и остается просить людей умудренных изучением богословия порекомендовать литературу соответствующего направления, то есть я как бы прошу о руководстве своим богословским образованием заочным. Порекомендуйте пожалуйста. Заранее благодарен
Дмитрий г. Санкт-Петербург
-----------------------------------------------------------
Ответ: Уважаемый Дмитрий. На Ваш вопрос отвечает доктор богословских наук, преподаватель СПб Духовных Академии и Семинарии протоиерей Кирилл Копейкин.
"Самая хорошая книга, которая адекватно отражает православное мировоззрение - "Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие" В. Н. Лосский. Было несколько изданий. Одно из них - Москва, 1991 г."

Вопрос: Батюшка, мне 21 год, православный. Этим летом собираюсь сочетаться браком со своей любимой девушкой (она тоже верующая). Мы хотим иметь детей, но, реально оценивая наши возможности (жить будем с родителями, материального благополучия пока нет), приходим к выводу, что много детей мы не потянем. Да и первого хотелось бы завести попозже, когда закончу учиться. Близкие советуют не ломать себе голову, а пользоваться контрацептивами (как все, доже православные, говорят: что себе жизнь усложнять, даже священники пользуются). С другой стороны верующему нельзя легкомысленно подходить к этому вопросу, известно, что каноны строго запрещают как смертный грех. Так как относиться к супружеским отношениям? Или супружеские отношения только для чадородия, а с другой целью вступать в них грешно, или чадородие - как результат отношений и препятствовать чадородию грех, или супружеские отношения сами собой, а чадородие тоже само по себе? Итак, иметь ли по 10-15 детей, что кажется нереальным, или воздерживаться от отношений, или использовать контрацептивы (не абортивного действия)?
Алексей.
-----------------------------------------------------------
Ответ: Уважаемый Алексей, если Вы считаете, что у Вас нет условий и возможности в настоящее время иметь детей, а такие возможности, по Вашему мнению, появятся попозже, то вступать в брак надо попозже. Но надо учесть, что появление ребенка в семье в любом случае вносит серьезные изменения в текущую жизнь, вызывает дополнительные хлопоты, то есть, дождаться подходящего благополучного момента - все равно невозможно. Вы спрашиваете, иметь ли 10-15 детей. Время это еще не пришло, и озадачиваться этим не стоит. Дети даются по Воле Божией, и появление ребенка надо вымаливать. В дореволюционной России, когда никто даже не слышал о контрацептивах, по среднестатистическим данным, в семье было 4-5 детей. Пользование же контрацептивами, - это грех, в котором нужно каяться. Напоследок я бы Вам привел мудрую русскую поговорку: "Бог даст дитя, даст и на дитя".
Иерей Александр Захаров

Вопрос: Что грешнее: дурной помысел или совершение греха? Что делать, если в голову лезут нехорошие и ругательные слова и мысли?
р. Б. Екатерина, г. Санкт-Петербург.
-----------------------------------------------------------
Ответ: На этот вопрос я начал бы отвечать с ответного вопроса, обращенного к самому себе: Что ты, о. Александр, выберешь - то, что о тебе плохо подумают, или о тебе плохо скажут? Вот, например, один подумает: "Какой скверный человек этот о. Александр!" А другой не только подумает, но станет это распространять среди других. Потом кто-нибудь это услышит и скажет: "Ну, раз он скверный, - надо его побить". И, пожалуй, пойдет и побьет. А еще кто-нибудь скажет: "Он такой скверный, что его мало побить, - надо убить!" И убьет. Таким образом, я бы все-таки выбрал то, что обо мне плохо подумают…
Но здесь нужно помнить о том, что дурная мысль, - это тоже грех! Дурное дело является, конечно, более тяжким грехом, чем дурная мысль, но всякое дурное дело начинается с дурной мысли. Спаситель говорит: "Кто смотрит на женщину с вожделением, тот уже прелюбодействовал с ней в сердце своем". Или: "Кто гневается на брата своего напрасно, тот повинен в грехе". 
Чтобы успешно бороться с дурными делами, надо вести борьбу с дурными мыслями. Прежде всего, надо эти мысли считать не своими, так как они всеваются в нас от врага. Апостол нам говорит, что нам надо всегда бодрствовать и трезвиться, т.е. внимательнейшим образом следить за внутренним состоянием нашей души, дабы вовремя распознать, какая мысль туда пришла. Хорошую мысль можно принять, а дурную надо отсечь, прогнать и отбросить. Наша задача ко всем дурным мыслям - относиться к ним как к вражеским проискам, и тут же их отогнать.  

Вопрос: Как правильно реагировать, если на тебя кричат и ругаются, даже, бывает, незаслуженно?
Людмила Арсеньевна, г. Санкт-Петербург.
-----------------------------------------------------------
Ответ: Мы в жизни встречаемся с обидчиками: кто-то на нас гневается, кричит. Здесь главное - направить всю свою волю, все силы души своей не на то, чтобы, выражаясь современным языком, "адекватно ответить обидчику", например, "вот, он меня так обругал, а я его еще похлеще…". Наоборот, мы должны направить всю волю на то, чтобы пригасить поднимающееся в нашей душе раздражение и справиться с закипающим внутри нас гневом. Отвечать обидчику следует по-христиански, только в спокойном состоянии души, так как "что начинается в гневе, то кончается в стыде". При этом надо иметь в виду, что мы, как правило, не являемся уж такими ненавистными для обидчика. Обычно бывает, что у этого обидчика много проблем, и мы попадаем "под горячую руку" и являемся своеобразным громоотводом. В таких случаях надо сказать: слава Тебе, Господи, что я послужил таким громоотводом, что именно на мне излилась душа этого человека!
И когда нас ругают заслуженно, - это хорошо. Тогда снимается хотя бы степень вины, и тогда нам даже обижаться не на что. А если нас ругают незаслуженно, - нам опять-таки радоваться надо: я либо громоотводом послужил для этого человека, либо Господь таким образом из меня грешного и окаянного, горделивого, самолюбивого и тщеславного всю эту грязь пометает.

Вопрос: Как Церковь относится к творчеству? Пагубно ли оно для православного христианина?
Лариса, г. С.-Петербург.
-----------------------------------------------------------
Ответ: Творчество - дар Божий человеку, дар, который выделяет его из животного мира. В животном мире нет ни чертежей, ни проектов. Невозможно представить себе, что какой-нибудь бобер строит плотину, потом отойдет в сторонку, посмотрит на то, что он сотворил и скажет или подумает: "Так, все хорошо, но тут что-то бревно лежит маленько не так, дай-ка подойду и поправлю…" С другой стороны, животные, пчелы, например, являют иногда удивительные образцы творчества, но животные делают это по инстинкту. Что Господь в них заложил, то они и творят.
Итак, творчество - это дар Божий, который надо ценить, которым надо дорожить. Ведь не только труд делает человека человеком. В таком случае животные бы уже давно стали обладать разумным сознанием, так как трудятся они, бедолаги, часто гораздо больше и добросовестнее людей. Но ни одна пчела, которая целыми днями летает над цветками, еще не стал ботаником от того, что постоянно общается с цветами, и ни одна свинья, который целыми днями валяется в грязи, еще не стал агрономом по той причине, что она имеет много дел над землей… 
Но здесь надо помнить о том, что когда Бог дает дары, Он дает и особую ответственность за эти дары. Таким образом, творчество может быть и спасительным для души, а может и пагубным, зависимо от того, какие плоды это творчество приносит.  

Новое
Православные Святыни
Монастыри России
Православные храмы Санкт-Петербурга
Православные праздники
Святые Земли русской
Подвижники Земли русской
Духовные беседы
Православие и русская культура
Другие фильмы  

Письмо студии
Письмо дизайнеру

ФОБОС: погода в г. С.-Петербург


 
HotLog