Главная страница

Благословения студии
Студия
Духовник студии
Телепрограмма "ВЕСТНИК ПРАВОСЛАВИЯ"
Премьеры
Эксклюзивные интервью
Паломничества студии по святым местам Руси
Записки корреспондента Отзывы
Фотоархив
Поздравляем!

Православные мысли на каждый день
Вечная память
Вопрос священнику
Объявления
Тихвинская икона

Православные просветительские центры

Музыкальная страничка
Картинная галерея
Литературный уголок

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ !

умер батюшка Василий

3 февраля 2007 года на 80-м году жизни почил в Бозе настоятель храма преп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище, духовник "Православной студии Петербурга"
протоиерей Василий Ермаков
14 марта 2007 года - 40-й день, как он отошел ко Господу.

Истинный Пастырь
(Издательский отдел Санкт-Петербургской епархии) ...

Соболезнующее послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру в связи с кончиной протоиерея Василия Ермакова ...

"От Вас ждут яркой проповеди" (слово о. Василия записанное в декабре 2006 года) ...

Слово протоиерея Георгия Митрофанова о жизненном пути протоиерея Василия Ермакова ...

 

Истинный Пастырь

3 февраля на 80-м году жизни скончался настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга протоиерей Василий Ермаков — один из самых известных и авторитетных петербургских священнослужителей последних десятилетий

Его авторитет был общепризнанным как в Санкт-Петербургской епархии, так и за ее пределами. В разные годы, в том числе в трудное советское время, тысячи людей нашли дорогу в Церковь именно благодаря отцу Василию. Зная о несомненных духовных дарах отца Василия, за советом и поддержкой к нему приезжали не только из самых разных уголков России, но и из многих стран мира.

Как истинный пастырь, он служил людям своим проникновенным словом, в котором требовательность покаянной дисциплины сочеталась с безграничной любовью и милостью ко всем страждущим. Как верный сын своей многострадальной Родины, он всегда смело высказывался по самым злободневным вопросам современной жизни России и ее трагической истории.

Протоиерей Василий Тимофеевич Ермаков родился 20 декабря 1927 года в благочестивой крестьянской семье в городе Болхове Орловской области. К 1941 году он окончил семь классов средней школы. В годы войны, находясь в оккупации, 15-летним подростком он в числе многих тысяч захваченных в плен людей работал в лагере чернорабочим — сначала в Болхове, затем в Таллине.

Уже в юные годы, пришедшиеся на тяжелое военное время, будущий пастырь начал свой путь в церковную жизнь. Как вспоминал сам отец Василий, его семья не имела возможности молиться в храме, так как к 1930-м годам все 28 церквей их небольшого города были закрыты. Лишь в 1941 году немцы разрешили открыть в Болхове храм ХVII века во имя святителя Алексия, митрополита Московского, расположенный на территории бывшего женского монастыря Рождества Христова. Именно там Василий Ермаков впервые увидел церковную службу, а вскоре стал прислуживать в алтаре под руководством священника Василия Веревкина.

В немецком лагере в Эстонии он познакомился с протоиереем Михаилом Ридигером, отцом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, и с самим будущим Патриархом, с которым подружился и впоследствии учился в одном классе семинарии. После освобождения Таллина от немецких войск Василий Ермаков в последний год войны проходил службу на Балтийском флоте. Оставаясь в Таллине, отец Василий был прихожанином Александро-Невского собора, исполняя послушания алтарника и чтеца.

После войны он поступил в Ленинградскую духовную семинарию (1946—1949), а затем в Духовную академию (1949—1953), которую окончил со степенью кандидата богословия за курсовое сочинение о роли русского духовенства в освободительной борьбе русского народа в период Смутного времени. После окончания учебы вступил в брак с Людмилой Александровной Никифоровой и принял священный сан. Во диакона был рукоположен епископом Таллинским и Эстонским Романом в Николо-Богоявленском соборе Ленинграда 1 ноября 1953 года. Через три дня, в праздник Казанской иконы Божией Матери, митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием в Князь-Владимирском соборе был рукоположен во иерея.

За 53 года своего священства отец Василий служил в разных храмах Санкт-Петербурга. Сразу после рукоположения он был назначен клириком Николо-Богоявленского кафедрального собора, где служил до 3 мая 1976 года, когда был переведен в Свято-Троицкую церковь «Кулич и пасха». После кратковременного служения в Александро-Невской Шуваловской церкви был назначен настоятелем храма преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище, где и проходило его дальнейшее пастырское служение, обращенное к пастве, стекавшейся в Старую Деревню со всех концов города.

В 1978 году отец Василий был награжден митрой, а в 1991 году — правом служения Божественной литургии с отверстыми вратами до «Отче наш». В 1997 году, к 60-летию со дня рождения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий удостоил отца Василия ордена святого благоверного князя Даниила Московского, а 29 марта 2004 года за усердное служение Церкви и в честь 50-летия священнослужения — орденом преподобного Сергия Радонежского (II степени).

В последние годы отец Василий страдал от телесных немощей, но продолжал служить почти до самых последних своих земных дней, не щадя своих сил и всецело отдавая себя Богу и людям. С последней прощальной проповедью отец Василий обратился к своей пастве 15 января 2007 года, в день преподобного Серафима Саровского.

Вечером 2 февраля над отцом Василием было совершено таинство елеосвящения (соборование), и спустя два часа он отошел ко Господу.

Весть об этом быстро разнеслась по городу, и уже с раннего утра 3 февраля к Серафимовскому храму стали приходить тысячи людей в ожидании прощания с батюшкой.

5 февраля состоялось погребение протоиерея Василия Ермакова. Серафимовский храм не смог вместить огромное число духовенства и мирян, собравшихся на заупокойную службу — Божественную литургию и отпевание отца Василия. Богослужение возглавил викарий Санкт-Петербургской епархии архиепископ Тихвинский Константин.

Прощаясь с батюшкой Василием, многие не скрывали слез. Но уныния не было. Отец Василий всегда учил своих чад стойко переносить житейские скорби, крепко стоять на своих ногах и быть верными христианами.

Погребен отец Василий на новом участке Серафимовского кладбища, напротив алтаря храма, в котором прошли последние четверть века его пастырского служения.

Вечная память приснопамятному петербургскому пастырю протоиерею Василию!

Издательский отдел Санкт-Петербургской епархии

Церковный вестник
http://www.tserkov.info/numbers/nekrolog/?ID=2058
№ 3 (352) февраль 2007

Соболезнующее послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру
в связи с кончиной протоиерея Василия Ермакова

Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка митрополит, всечестные отцы, возлюбленные братья и сестры!

Выражаю искреннее соболезнование, Вам, Ваше Высокопреосвященство, клиру и пастве Санкт-Петербургской епархии, родным и близким, в связи с кончиной ревностного служителя Алтаря Господня, протоиерея Василия Ермакова.

Со скорбью воспринял известие о кончине отца Василия, который являлся моим однокурсником по Санкт-Петербургским духовным школам. Нас связывала духовная дружба, заложенная в студенческие годы.

Более 50 лет протоиерей Василий отдал служению Святой Церкви и народу Божию. Как на пастыря Господь возложил на него ответственность — блюсти в чистоте и неповрежденности православную веру, заботиться о спасении вверенного его заботам стада Христова и содействовать устроению приходской жизни.

На долю отца Василия выпало немало жизненных испытаний, которые он с честью, достоинством и глубокой верой в Господа преодолел и остался верен Христу и Его Святой Церкви. Будущий пастырь прошел немецкие концлагеря и пережил страшную эпоху советских гонений. «Стойкость в вере до последних минут жизни. Вот что нужно от нас», — любил повторять протоиерей Василий.

Отец Василий служил в разных храмах Санкт-Петербурга, первым местом его служения стал Николо-Богоявленский кафедральный собор. Позднее Господь домостроительно привел его в храм прп. Серафима Саровского, где он прослужил 23 года, включая последнее годы в условиях свободы, отдавая все свои силы, духовный опыт, знания и таланты во благо Матери Церкви и своей паствы. «Мое первое дело — научить молиться», — считал отец Василий. В епархии протоиерей Василий снискал уважение не только среди священноначалия и клира, но и заслуженно завоевал авторитет и сердечную любовь среди мирян, многие из которых были его духовными чадами.

Отец Василий привел бы ко Христу еще не одну заблудшую душу, однако Господь, «времена и лета во Своей власти положивый», призвал верного служителя Своей Церкви в обители небесные.

Епархия потеряла достойного священнослужителя, благочестивая паства — любящего духовного отца. Все мы скорбим сегодня о почившем. Вера и молитва — вот тот дар, который все мы можем и должны принести сегодня к Алтарю Господа Славы об упокоении новопреставленного протоиерея Василия.

Христос Спаситель да примет душу его в селения праведных, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная».

Царствие Небесное и вечная память новопреставленному пастырю, истовому священнослужителю, протоиерею Василию.

С любовью о Господе,

АЛЕКСИЙ II, Патриарх Московский и всея Руси.

Церковный вестник
http://www.tserkov.info/numbers/nekrolog/?ID=2059
№ 3 (352) февраль 2007

"От Вас ждут яркой проповеди"

В начале декабря 2006 года протоиерей Василий приезжал в Московскую духовную академию, и сотрудники журнала «Встреча» записали с ним небольшое интервью. Оно оказалось последним...

"Самое главное — это то, чтобы вы, дорогие пастыри, были ревностными служителями на ниве Христовой, чтобы вы не поддавались обману и провокациям. Ваше дело — чтобы храмы были открыты, чтобы священник был в храме, чтобы он был настоящим воспитателем российского духа, тех ваших сверстников, которые ждут от вас яркого слова, яркой проповеди, яркого свидетельства о том, что время неподвластно убить в их душах веру в Бога. Это ваш святой долг..."

"Сегодня учатся те студенты, родители которых не думали и не думают об их душах. Как могут матери бросать сегодня вызов Богу, отправляя на призывной пункт новых солдат, не крестив их!? Это страшно, это больно, это циничное предательство! И поэтому у нас появляются все новые беды и горе. Пусть подумают и поучатся на примере своих отцов и дедов. Чего очень многим сейчас не хватает? Не хватает желания идти в храм Божий, не хватает веры. И вдобавок, они считают, что священники только работают в Церкви. Мы не работаем, мы служим Богу и людям!"

"Стойте глубоко верующими русскими пастырями, не ищите материальных выгод в ваших трудах, поймите — вы плоть от плоти нашего народа. Всегда в трудностях ставьте себя на их место. Бог даст посильное пропитание каждому священнослужителю. Если матушка желает быть помощницей молодому батюшке, пусть не заостряет внимание на «железках» и на «тряпках», потому что помощница должна быть не хищница: «Батька работает, он и меня обязан обеспечивать», — так не надо! Я 55 лет женат и счастлив, что в страшные послевоенные годы Бог послал мне достойную помощницу в жизни, настоящую матушку, мать моих прихожан, мать моих детей, мать моих знакомых. Очень важно, чтобы у батюшки, отдавшего себя всецело на службу Богу и людям, был крепкий, крепчайший тыл."

Подготовил Михаил Петров

Церковный вестник
http://www.tserkov.info/numbers/nekrolog/?ID=2060
№ 3 (352) февраль 2007

Слово протоиерея Георгия Митрофанова о жизненном пути протоиерея Василия Ермакова

Дорогой отец Василий!

Вы родились на земле, которая по праву считается исконной русской землей, — на Орловщине. Вы родились в очень тяжелое время, когда эта некогда процветавшая, в том числе и своими духовными традициями, земля была опустошена и разорена. Вы часто вспоминали о том, как вместе с сыном священника Василия Веревкина, первого священника, которого Вы узнали в своей жизни, принимали уже в школе поношения от своих сверстников. «Кулак и поп», — так в классе называли вас двоих, может быть, олицетворявших ту историческую Россию, которая тогда, казалось, была потеряна навсегда. Вы претерпевали испытания уже тогда, может быть, не сознавая даже, что этим Вы свидетельствуете о вере и Церкви.

Мне вспоминается Ваш школьный дневник, в который очень аккуратно, очень основательно заносили Вы все записи своих домашних заданий. Чувствовалось, что уже тогда, еще не зная по-настоящему Церкви, через культуру, через знания шли Вы к духовной жизни, шли, несмотря на все искушения и испытания той тяжелой жизни, которая досталась на долю русского крестьянства. А потом началась война, и в этой войне, в этой трагедии Вы обрели для себя всю полноту веры. Может быть, именно потому, что еще тогда Вы, будучи еще подростком, почувствовали, что эта война — не просто война с фашизмом, война за Родину, а что это великое испытание России и наказание России за грех богоборчества. И, наверное, уже тогда, слыша вой самолетов, гул орудий — советских ли, фашистских ли, — Вы понимали, что настоящая битва происходит в душах тех людей, которые пришли тогда в православные храмы: не знавшие, не ведавшие веры своих отцов, но стремившиеся ее узнать. И Вы были вместе с ними.

Случилось так, что не на родной Орловской земле, а в чужой Эстонии, куда Вы были угнаны немцами, Вы в полной мере вошли в церковную жизнь и стали совершать свое первое церковное, иподиаконское служение. Но это было не случайно, ибо перед Вами была не просто чужая Эстония, но та Эстония, в которой продолжала жить историческая зарубежная Россия. Именно там Вы впервые, через газеты и журналы русской эмиграции, узнали, что такое Россия национальная, Россия Православная, Россия, которой не дано Вам было знать с детства. Именно там началось Ваше формирование как пастыря. Война не сломила, а укрепила Вас.

Кончилась война историческая — началась война метаисторическая, война духовная, когда Вы поступили в Духовную школу. Существовавший тогда богоборческий режим как будто чувствовал, что в Вашем лице он обретет своего будущего непререкаемого оппонента, и Вам было трудно поступить в семинарию. Этот шаг тогда был поистине героическим поступком. Подросток, перенесший войну, пошел на новую брань духовную с этим богоборческим режимом. И для Вас поступление в Духовную школу стало, безусловно, актом величайшего не только духовного, но и гражданского мужества. Вы очень хорошо почувствовали, как трудно стать священником в условиях советской действительности. Вы видели пастырей, которые тоже были во многом испытаны, отчасти, может быть, даже и надломлены страшными репрессиями, обрушившимися тогда на Русскую Церковь и на всю нашу страну. Но были священники, которые указывали Вам недолжный путь, которые думали не о том, чтобы служить Богу, а о том, чтобы служить кесарю. И Вы очень ясно для себя провели грань между теми и другими и продолжили в своем служении именно ту традицию русских православных пастырей, которая почти прервалась в 1920-е годы.

Это был, может быть, самый трудный этап Вашей жизни — будучи православным священником в Советском Союзе, оставаться именно православным, а не советским священником, и Вы именно таким священником стали. Это было очень нелегко. Это ставило Вас перед необходимостью противостоять не только богоборческой власти, — а она была очень коварна, она была очень последовательна в борьбе с теми, кто всей своей жизнью отрицал ее суть, — но и перед необходимостью противостоять многим Вашим сослужителям, которые не нашли в себе сил на эту духовную брань. Это стоило Вам больших усилий, и только милость Божия и та здоровая орловская почва, на которой Вы произросли, дали вам возможность прожить такую большую жизнь. И показательно, что последние четверть века своей жизни Вы пребывали именно в Серафимовском храме. Казалось бы, странное место для митрофорного протоиерея, почти четверть века отдавшего Никольскому кафедральному собору, — на склоне лет стать кладбищенским священником. Вы ведь, действительно, попали сюда не случайно. Вы попали сюда именно в те годы, когда для священников мужественных и честных подчас не оставалось места в кафедральных соборах. Но место Вашей ссылки превратилось в место паломничества православного Петербурга. Да, тогда, в начале 1980-х годов, это был еще Ленинград, но Петербург был уже здесь, православный Петербург, который созидался Вами здесь все последующие годы. Трудно было на отдаленном кладбище создать приходскую общину. Но Вы создали ее, и она сопровождала Вас во всех Ваших мытарствах. Уже в Никольском соборе вокруг Вас были верные православные чада, которые не побоялись быть с гонимым пастырем, которые не побоялись поддержать его в этот момент.

Вы не богословствовали, Вы не занимались церковноадминистративной деятельностью, Вы просто служили, и это самое главное, потому что сейчас задача всех нас не говорить, не руководить, а служить Богу, Церкви и России. И это самый главный опыт, который Вы передали всем нам. Это опыт, благодаря которому все мы поняли, что такое Церковь. Ведь самое главное узнать можно не из книг, не из разговоров, а из конкретной жизни, от конкретной встречи с Богом через встречу с подлинными пастырями, подлинными христианами. И благодаря Вам в Серафимовском храме у многих произошла эта встреча — встреча с Богом, встреча со Христом.

Церковный вестник
http://www.tserkov.info/numbers/nekrolog/?ID=2061
№ 3 (352) февраль 2007

14 марта был сороковой день со дня кончины
протоиерея Василия Ермакова

С самого раннего утра можно было видеть, как на Серафимовское кладбище один за другим шли люди с цветами для своего духовного отца. В этот день панихиду по новопреставленному митрофорному протоиерею Василию Ермакову возглавил благочинный Приморского округа протоиерей Ипполит Ковальский в сослужении духовенства Серафимовского храма, приходов нашей епархий, священников других митрополий, при стечении многочисленных духовных чад батюшки Василия.

Вот и минуло сорок дней со дня кончины батюшки Василия. Все прошедшие дни с его смерти и утром и вечером и даже далеко за полночь можно было видеть молящихся людей у его могилы, расположенной за алтарём Серафимовской церкви. При жизни своей батюшка Василий столько отдавал любви и тепла людям, что их хватало, чтобы обогреть тысячи человеческих душ. Так много у батюшки духовных чад. К нему приезжали из разных городов России, из других стран мира. И за эти дни стремились его пасомые побывать у своего духовного отца, у его последнего земного пристанища.

Как и всегда при жизни батюшку окружали толпы, так и сейчас, только теперь у его могильного креста собираются сотни, подолгу стоят, молятся.

Боль утраты утешается молитвой, сердце согревается любовью к батюшке, воспоминанием о нём. Наверное, каждый чувствовал, как подкрепляет своих чад духовный отец. Все вспоминают батюшку, его голос, а главное духовные наставления. В его проповеди или беседе можно найти христианину ответы на самые главные вопросы жизни.

Даже в самые тяжелые атеистические времена отец Василий всегда был верен Богу и Церкви. Пережив столько испытаний за свою жизнь, предстоя у Престола Божия более пятидесяти лет, он так глубоко понимал сердце человека, проникая в самую суть его духовных и житейских проблем, помогая каждому в решении их, что к нему нескончаемым потоком шли и шли люди.

За время пастырского служения отца Василия, под его духовное окормление собралась не одна тысяча человек и всех своих чад, на каком бы поприще они не оказались, он наставлял служить верой и правдой России.

Слово протоирея ИППОЛИТА Ковальского благочинного Приморского округа Санкт-Петербургской епархии.

Слово протоиерея НИКОЛАЯ Конькова настоятеля храма св.прп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище.

Интервью протоиерея Андрея Воронина настоятеля храма во имя Феодоровской иконы Божией Матери города Иваново.

Слово протоирея ИППОЛИТА Ковальского благочинного Приморского округа Санкт-Петербургской епархии

Сегодня мы с вами собрались под своды этого храма, чтобы помянуть близкого, дорогого, родного нам человека, человека, который с юных лет принял в сердце свое Бога, и та Божественная благодать, которая коснулась его сердца, приумножилась в его жизни. Дорогой, любимый наш батюшка отец Василий избрал путь служения Богу, Церкви, людям. Он был неустанным тружеником на ниве Христовой, заботился о том, чтобы спасти свою душу, чтобы спасти тех чад, которых вверил ему Господь Бог. И те трудные годы, которые пришлось ему пережить, он всецело отдал Богу, Церкви и людям. Много лет прослужил он в этом храме, и к нему стекались люди для того, чтобы получить утешение в жизни своей, наставление, как дальше жить, и отец Василий всех успокаивал, своей молитвой призывал к единению, призывал к Богу. И через его молитву Господь помогал нам достойно идти по жизненному пути. И на сегодняшний день уже прошло 40 дней, после того как этот светильник Божий отошел к Богу, и сейчас он предстоит у Престола Божьего и дает отчет Богу о прожитой жизни здесь на земле. Дорогие братья и сестры, никто из нас не может сказать, что мы безгрешные, один Господь Бог безгрешен. Мы часто в жизни своей по человеческой немощи падаем, согрешаем, и для этого Господь Бог установил Таинство покаяния, Таинство причащения, где мы вновь обретаем чистоту своей души.

Отец Василий трудился во благо Матери-Церкви, во благо своего Отечества, своего народа, и, может быть, в чем-то и он где-то ошибался, согрешал и, может, где-то не успел раскаяться в каком-то грехе, и сейчас он надеется на нас с вами, когда мы приходим друг к другу в гости в день рождения, в день Ангела, мы всегда несем подарок близкому своему, родному, дорогому человеку, мы радуемся вместе с ним, возносим молитву, мы его награждаем подарками, и таким образом проходит веселье дома каждого человека. Отец Василий каждому из нас дарил эти подарки, подарки своей молитвы Господу Богу, Его Пречистой Матери, преподобному Серафиму Саровскому чудотворцу, он возносил свою горячую молитву Господу Богу о нас с вами, и мы часто, придя к нему под своды этого храма, получали утешение и бесценный подарок - его молитву. И сейчас мы вместе с вами принесем бесценный подарок об упокоении его души, чтобы милосердный Господь Бог простил бы ему согрешения жизни земной и сподобил бы его Царствия Небесного, а он усугубит молитву о каждом из нас перед Господом Богом, поможет нам в дальнейшей нашей жизни здесь на земле. Аминь.

Слово протоиерея НИКОЛАЯ Конькова настоятеля храма св.прп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище

Дорогие братья и сестры, сегодня 14 марта мы собрались в этом святом молитвенном храме вспомнить память - 40-й день со дня кончины новопреставленного протоиерея Василия - настоятеля этого святого храма, который прослужил в этом храме в течение 25-ти лет. Для каждого христианина и особенного для священника имеет особое значение 40-й день, когда решается участь его души, но можно смело заявить о том, что участь, если можно так сказать, судьба души отца Василия уже была решена задолго до этого дня. Почему? Потому что об этом говорит вся его жизнь. Жизнь священника, который свою душу по слову Божию полагает за овцы своя. Мне как священнику пришлось с ним служить в течение 22-х лет. Мы начинали с ним служить в этом храме, когда здесь было народу совсем немного. Еще не знали люди ни об отце Василии, и может быть, даже ни об этом храме. Но со временем люди все больше и больше стремились попасть в этот храм, чтобы получить то наставление, то утешение, для того чтобы пронести свой жизненный крест в этом сложном современном мире. Мы с вами знаем, что сейчас, даже в наше время, стараются отделить пастыря от его пасомых. Это и всевозможные течения с запада, это и те секты, которые сейчас возникают на каждом, можно сказать, шагу, стараются всячески расколоть святую Православную Церковь.

Отец Василий всем своим служением доказывал чистоту служения Православия. Он боролся за чистоту служения православия, он боролся за то, чтобы церковь всегда сохраняла единство, сохраняла единство в вере, единство в молитве. Сохраняла и исповедовала любовь к Богу и любовь к пасомым. Почему так стремились в этот храм, почему так люди спешили? Мы знаем с вами много примеров, когда еще только первой электричкой метро люди спешат через все кладбище, чтобы попасть на его исповедь, попасть на его служение. Да потому, потому что отец Василий все свои силы отдавал служению народу, отдавал служению Церкви.

Исполнялся тот завет, исполнялось то Слово Божие, которое говорит, что где ваше сокровище там и сердце ваше. А сокровище отца Василия находилось в этом святом храме. И сейчас уже в течение 40-ка дней мы с вами видим, что народ спешит на место его упокоения. Мы знаем из жизни многих святых, что перед уходом в иной мир, люди спрашивали того или иного человека святой жизни: «Как же теперь нам быть с нашими проблемами, с нашими испытаниями, с нашими вопросами, с нашими недоумениями, всякими сомнениями?». И ответ был такой, что надо приходить на могилку и также с ним говорить, как с живым. И мы с вами видим на примере отца Василия, что народ, ежедневно утром, днем, вечером и даже после вечернего богослужения спешит на могилку, чтобы там постоять в тишине, чтобы там помолиться об упокоении отца Василия, и в тоже время испросить его святых молитв, потому что каждый из нас уверен, что сейчас отец Василий стоит уже у Престола Божия, если можно так выразиться, создает свой небесный приход у Престола Божия, у нашего Господа и Спасителя.

Поэтому давайте, дорогие мои, всегда будем помнить нашего дорогого пастыря - отца Василия не только в 40-й день или в полгода, или в годовщину, но во все дни нашей жизни. Давайте стараться исполнять те заветы, которые он нам оставил - заветы любви к Богу, заветы любви к Церкви, заветы любви к нашему Русскому Отечеству, к каждому человеку. Заветы молитвы, той искренней, горячей, может, подчас наивной, детской молитвы, которую совершал наш дорогой батюшка отец Василий. Поэтому всегда будем его помнить, всегда он будет в наших сердцах, в нашей душе, в нашей жизни, и он нас не забудет в Царстве Небесном и всегда помолится о нас, о тех всех наших испытаниях перед Престолом Божиим. И Господь по его молитвам сохранит нас в нашей сложной теперешней жизни. Аминь.

 

Интервью протоиерея Андрея Воронина настоятеля храма во имя Феодоровской иконы Божией Матери города Иваново.

Впервые в Серафимовский храм я пришел, будучи студентом Санкт-Петербургской Духовной Семинарии и увидел удивительно живого очень мудрого и опытного священника, который говорил зажигательные проповеди о любви к России, о православной вере, о духовной жизни. Было удивительно, что священник с таким опытом, обычно мы видим наоборот, заслуженные протоиереи они как-то особняком держатся, а тут он распахивал свои объятия и всех молодых священников всегда приглашал сослужить с ним на службе, беседовал, учил нас, как правильно поступать в тех или иных обстоятельствах. И конечно все это не могло не произвести на меня впечатления. И я прилепился к батюшке. Потом уже после окончания Духовной семинарии из своей Ивановской епархии за тысячу километров приезжал сюда, чтобы побыть с ним, чтобы напитаться этой удивительной атмосферой серафимовских служб, послушать прекрасное пение хора, постоять рядом с батюшкой за Престолом, послушать его мудрого совета или наставления. Батюшка всегда говорил: «Не можешь приехать позвони мне, и если нужно что-то спрашивай». Мы конечно с матушкой часто звонили батюшке, а пробиться к нему по телефону было невозможно. До двенадцати часов ночи его телефон был занят. Я так понимаю, что со всей России люди звонили, из-за границы, чтобы спросить его мудрого совета. И мы также ему позвонили, услышав, что он заболел. Говорим: «Батюшка так хочется с Вами повидаться. Как бы Вас увидеть?». Он говорит: «Знаете, еще 10 дней не приезжайте, я буду в больнице лежать, а 10-го февраля вы ко мне приедете». И вот мы приехали 10-го февраля вечером, оказалось на 9-й день. 11 февраля как раз 9-й день. Сегодня Господь сподобил послужить с отцом Ипполитом вместе и прийти сюда на могилку дорогого батюшки уже со своей супругой. Я приехал, чтоб почтить его святую память. Ну и конечно в нашем храме мы поминали батюшки и в день кончины, и в третий день служили панихиду. Наши прихожане знали батюшку только с моих слов, но всегда меня посылали: «Поедешь в Питер, спроси отца Василия, что делать?». И я привозил записочки от многих людей, и потом батюшка писал некоторым письма, некоторым просто на словах отвечал. И очень трудно было служить литургию и поминать отца Василия за упокой, потому что обычно он у нас всегда в числе первых о здравии был. Но что же делать, все мы смертны и Господь забрал нашего дорогого батюшку. Надеюсь, что он остался с нами, и все равно будет слышать молитвы. И мы будем приходить на могилку брать его благословения на всякие наши дела.

Дорогие братья и сестры!

На 96-м году жизни в Бозе почил один из самых почитаемых старцев Русской Православной Церкви - духовник Псково-Печерского монастыря, архимандрит ИОАНН (Крестьянкин)

Отец Иоанн был духовным наставником, к которому многие годы за советом и утешением обращались тысячи православных. Сокрывшись от мирской жизни в монастырских трудах и подвигах, отец Иоанн сохранил в благодарной памяти труды любви тех, кто вел, наставлял духовно и охранял его в жизни – его богомудрых наставников. От младенчества до юности – это орловские протоиереи: Николай Азбукин и Всеволод Ковригин. В 10 лет он познакомился со старцем Георгием Косовым, ныне прославленном в лике святых, которому помогал в храме. Первое указание о будущем монашестве отец Иоанн получил в отрочестве. Монашеству учили батюшку и последний оптинский старец игумен Иоанн (Соколов) и насельники Псково-Печерской обители – иеросхимонах Симеон (Желнин) и архимандрит Алипий (Воронов), последние Валаамские старцы и сам митрополит Вениамин (Федченков). Последняя встреча отца Иоанна с владыкой Вениамином закончилась знаменательными словами: «Пора нам всем понять, что мы представляем собой существенную ненужность и никому не нужны, кроме Бога» Отец Иоанн всю свою жизнь был послушником у Божиих людей, примером их трудов и их благословением, и сам встал на путь помощи ищущим помощь. Сотни и сотни людей приезжать в древнюю Печерскую обитель за поддержкой и советом старца. Отцу Иоанну приходили тысячи писем из самых разных уголков России и на все, несмотря на возраст и болезни, батюшка отвечал с любовью и участием. Сохранились книги-сборники писем и ответов архимандрита Иоанна, изданные Псково-Печерским монастырем. Вспомним несколько его советов, обращенных в письмах к разным людям: «Продолжайте жить, реально ощущая присутствие Божие в своей жизни. Умудри Вас Бог!...» «Просьбу о молитве за дочь Вашу выполню, но без Церкви с ее болезнью не справиться, ведь это не простая болезнь, а духовная. Вымаливайте у Господа для нее дар веры ...» «Навстречу Промыслу Божию выходит каждый человек, и сам он – сотворец своей жизни…» «Поначалу трудись в церкви и молись, да начинай помаленьку жить по-христиански, связывая греховное своеволие…» «Нельзя всю жизнь начинать сначала, скользя по ее поверхности. Пора, давно пора углубиться и копать с усердием и многими потами в глубь…» «А ты попробуй, сама поживи внимательно хоть один день, понаблюдай за собой. Кто ты-то по отношению к людям?» «Дорогая моя, бездумно ныне жить нельзя. Бог правит миром, а не люди». «Для нас, монахов, должно быть так: и жизнь – Христос, и смерть – приобретение. Живу ли я, умираю ли, всегда Господень. Вот что для нас главное».

 

БЛАГОСЛОВЛЯЕТСЯ ВКЛЮЧИТЬ ИМЯ ПРОТОДИАКОНА АЛЕКСИЯ В СИНОДИК ДЛЯ ВЕЧНОГО ПОМИНОВЕНИЯ

Санкт-Петербургское Епархиальное Управление сообщает отцам благочинным, настоятелям храмов, настоятелям и настоятельницам монастырей Санкт-Петербургской епархии, что по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира необходимо включить имя почившего 3 сентября 2005 года протодиакона Алексия Ивановича Васильева в синодик для вечного поминовения во всех храмах и монастырях Санкт-Петербургской епархии

 

11 августа 2004 года
на паперти своей белокаменной церкви
трагически погиб протоиерей ВИКТОР Ерошенко –
настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте

11 августа 2004 года
на паперти своей белокаменной церкви
трагически погиб протоиерей ВИКТОР Ерошенко –
настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте.


Последние восемь лет делом жизни батюшки было возведение блокадного Успенского храма и созидания прихода. С величайшей любовью, терпением и мужеством нес свой пастырский крест отец Виктор.
Наша съемочная группа знала его с 1997 года, когда только начиналось строительство Успенского храма в память о днях блокады. Тогда службы проходили в маленькой деревянной церквушке. Все эти годы мы неоднократно бывали здесь на Малой Охте, снимали, как возвышается блокадный храм, как растет приход, много говорили с батюшкой.
Не только церковные стены сумел возвести отец Виктор. За несколько лет в Успенском храме сложилась крепкая община, и он стал для прихожан духовным наставником, близким человеком, любимым и дорогим батюшкой. Он сумел сплотить людей вокруг строительства Успенской церкви, и сегодня многочисленный Успенский приход объединяет людей всех возрастов: от совсем юных до девяностосемилетних. Отец Виктор останется в сердцах и в молитвенной памяти многих и многих верующих нашей епархии.
Отпевание отца Виктора совершалось 13 августа при стечении большого числа богомольцев и священнослужителей. Чин совершал правящий архиерей нашей епархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. На отпевание приехал архиепископ Истринский Арсений, который в 1988 году венчал молодого семинариста Виктора Ерошенко и выпускницу регентского отделения Наталию Близнюк, матушку Наталию - верную сподвижницу во всех благих делах отца Виктора, подарившего ему долгожданного сына.
Кончина батюшки Виктора потрясла всех. Горько и тяжело переживают утрату те, кто его близко знал: прихожане, клир, родные. Пастырь, любящий своих духовных чад отдавал все силы Богу, храму и людям. И в тот трагичный, скорбный день 11 августа отец Виктор как всегда был озабочен делами своего прихода и храма. Он находился на строительных лесах, наблюдая за созданием мозаичного образа Царицы Небесной сооружавшегося к великому празднику Успения Пресвятой Богородицы, к престольному празднику храма, когда порыв сильного шквального ветра в одночасье опрокинул леса и оборвал жизнь батюшки.
Батюшку Виктора погребли у подножия Успенского храма.

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!

О БАТЮШКЕ…

Виктор Васильевич Ерошенко родился 2 февраля 1962 года в с. Буданове Тернопольской области. В 1983 году окончил Киевское медицинское училище по специальности фельдшер. В 1986 году поступил в Ленинградскую Духовную семинарию. В 1988 году в храме во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова СПб Духовных школ Виктор Васильевич венчался с выпускницей Регентского отделения при СПбДА Натальей Близнюк. Таинство венчания совершил протоиерей Георгий Епифанов (ныне архиепископ Истринский Арсений). 26 июня 1988 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (ныне Святейшим Патриархом Московским и всея Руси) был рукоположен в сан диакона. 18 июня 1989 года, в праздник Святой Троицы в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры митрополитом Алексием Виктор Ерошенко был рукоположен в сан пресвитера. В 1990 году он окончил Санкт-Петербургскую Духовную семинарию.
Свое служение отец Виктор начинал в Князь-Владимирской церкви пос. Лисий Нос, затем несколько лет был клириком Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры, служил в других храмах. В 1996 году он был назначен настоятелем создаваемого прихода во имя Успения Божией Матери на Малой Охте, где возглавил строительство храма. Богослужебная жизнь общины начиналась в деревянном храме (теперь церковь равноапостольной Марии Магдалины). Каменный Успенский храм, посвященный жертвам блокады Ленинграда, был освящен 8 сентября 2001 года. В 2003 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II к празднику Святой Пасхи и к 300-летию Санкт-Петербурга за усердное служение Русской Православной Церкви наградил протоиерея Виктора крестом с украшениями.
Но не только церковные стены воздвиг отец Виктор Ерошенко. За несколько лет в Успенском храме сложилась крепкая церковная община, отец-настоятель которой стал прихожанам духовным наставником и близким человеком.


ВСПОМИНАЮТ…

Мама Мария Кирилловна Ерошенко

Витя был моим единственным единородным сыном. С рождения был он ласковым, милым, хорошеньким таким. Все его любили. Послушливым был, не разбалованным. Только посмотрю на него, сразу понимал, если нужно в чем исправиться. Когда шли куда-нибудь, я всегда держала его за ручку. И если что-то было не так в его поведении, только ручку я сжимала ему чуть-чуть, и все, он и успокаивался. Не повышала на него голоса, он этого не хотел…Если когда после школы ходил с ребятами поиграть в футбол, то к моему приходу сразу возвращался, лишь бы только я не ругала его: «Мама, я уже здесь». Таким он был. Первое время со мной жила со мной моя кума, помогала Витю из садика забрать, потом в школу отправить. Потом и сам он стал все делать, покушать мог сам приготовить. Никогда Витя не просил у меня денег. Самая большая сумма, которая водилась у него в школе — 20 копеек на завтрак. Лишнего ничего не было. Да уже когда и здесь, в семинарии учился, никогда не просил меня выслать ему денег, никогда. Все сам. Школу заканчивал, все учителя его хвалили. Сейчас вот встретила учительницу его первого класса: плачет… Все любили: он и спокойным был, и хорошо отвечал, учился прилежно. Были у нас и недоброжелатели, не могли понять, как мне удалось одной так хорошо воспитать мальчика. Даже мой брат удивляется, спрашивает: «Мария, как же ты смогла воспитать мальчика?» Тяжело это. Но Витя меня всегда слушался. Никаких вредных привычек у него не было, не курил, не пил. Не баловала я его. И всегда следила, как ведет себя, с кем дружит.
После окончания школы перед нами встал вопрос, куда пойти учиться Вите дальше. Сначала он подал документы в сельхозинститут, многие одноклассники, которые хорошо учились, туда поступали. А сама я работала медсестрой в больнице, и когда Витя однажды пришел и сказал: «Мама, есть объявление, что в медицинском училище недобор абитуриентов», то ответила ему: «Витя, оставляй все, бегом беги, подавай документы». Он поехал в Киев, в медучилище. Его приняли без экзаменов. Учился Витя там хорошо. И в училище его любили. Затем проводила его в армию. После армии он работал в поликлинике, затем на станции. И там Витю полюбили. До сих пор очень хорошо отзываются и часто вспоминают.
Потом однажды он мне сказал: «Мама, я хочу в семинарию поступать». А тогда, в советское время, это не приветствовалось. Не было специальной литературы, чтобы подготовиться к поступлению. Пошли мы с ним в церковь, священник записал его имя, а литературы для подготовки к экзаменам не дал. Витя говорит: «Мама, он пойдет в райком и обо мне скажет. Не дадут мне поступить». Стали думать, что делать. Решили ехать во Львов.
Приехали во Львов, там тоже что-то не получилось. Тогда поехали в Киев. Витя стремился на прием сразу к митрополиту, его везде принимали за семинариста. Спрашивает в епархии: «Как к митрополиту попасть?» — «По какому вопросу он вам нужен?» — «Хочу поступать в семинарию». Спрашивают его: «А почему по месту жительства вы не обратились?» Отвечает: «Мы обращались, но нам не предоставили возможности подготовиться и поступать». Тому священнику, который не помог Вите, вынесли порицание. В Киеве нам дали направление в областную епархию. Витю там хорошо встретили, порекомендовали священника, который поможет в подготовке к поступлению в семинарию. Поехали к тому батюшке, он принял Витю, поговорил с ним. Обещал помочь, не отказал. Но делал это тайно, так как это было запрещено в советское время. Они садились в машину, ездили по трассе, и в это время он готовил Витю к поступлению в семинарию. А я ждала его в машине своего родственника. Священник дал духовную литературу, учебник церковнославянского языка, учил его. И сказал: «Самое лучшее духовное учебное заведение находится в Ленинграде, я окончил его, и тебе советую». Вернулись домой, Витя послал документы в Ленинградскую семинарию. Однажды ночью нам принесли телеграмму. Это был вызов на экзамены в Ленинград, его документы приняли. Витя так радовался… И поехал в Ленинград, как ему Господь помог. Так он поступил в семинарию.
Когда Витя поступил в Ленинградскую семинарию, я приезжала к нему, чтобы знать, с кем он дружит, как себя ведет. С детства следила, чтобы не было у него плохих друзей. В семинарии они были дружны с отцом Арсением, он теперь архиепископ Истринский.
Потом Витя решил жениться. Говорю: «Хорошо, женись, я не против, если девушка нравится, женись». Так дело к свадьбе и сложилось, жили они с Наташей хорошо, я осталась на родине, часто не приезжала, чтобы не мешать молодым. Но очень любила, когда Витя приезжал домой на каникулы. Тогда еще была жива моя старенькая мама, она уже не видела, поэтому, когда Витя подходил к ней, она трогала его, находила бороду и говорила: «Витя».
Когда он заканчивал семинарию, моя мама говорила: «Не дай Бог, чтобы он вернулся служить на Украину… Не разрешай ему остаться здесь». У нас уже начинались церковные нестроения. Вите дал Господь остаться здесь. И полюбили его все. И владыка митрополит, и Патриарх. Он все отдавал Церкви, своим прихожанам. Поэтому его и любили. Он этим жил. Главное для него было в храме. А у нас на Украине церкви часто закрыты. Священник послужит и уйдет. Говорю им: «В России каждый день церковь открыта. Мой сын все время служит, всегда в храме». Почему у нас, на Украине не так?
Первое время Витя служил в Лавре. Потом сюда его направили строить церковь. Познакомились они с Валентином Леоновичем, он так помог Церкви, моему сыну. Они стали друзьями, так дал им Господь. Никто так быстро не строит храм, у нас на Украине очень долго строят церкви. Когда родился Кирилл, Валентин Леонович стал его крестным отцом. Я так молилась за этих людей, благодарила этих людей, что так моего сына приняли… Все его полюбили и здесь, как любили раньше и в семинарии, и в больнице, где он работал. Он никогда никого не обидел. Каким здесь был, таким и дома был. Везде о нем хорошо отзываются.
Он переживал за меня. Знал, как я его берегла. Писал мне: «Мама, это твои маленькие молитовки сделали меня таким. И что поступил в семинарию, и что храм теперь есть, и скоро его построили, и друзья хорошие. Это все твои маленькие молитовки…» А на семидесятилетие прислал мне телеграмму: «Милая, добрая моя мама! Поздравляю с юбилеем, днем рождения твоего. Всех тебе милости от Господа Бога, крепости, сил, терпения, с которым ты растила меня, всю жизнь посвятила мне. С самым низким поклоном, твой сын Витя, Наташа, внучек Кирилл».

Витя всегда переживал за церковь, за своих прихожан. Он все раздавал людям, ему ничего было не надо. Когда приходили в храм люди, он всем уделял внимание. Он говорил мне: «Мама, я должен им помочь. Я пришел, чтобы людям помочь. Господь поставил меня исцелять людские души». Я только Бога благодарила, что Он помог мне воспитать сына.Всю жизнь я его так берегла. Почему я раньше не приехала… Ведь давно собиралась. Я бы не разрешила ему подняться туда…

Приход храма
И.О. настоятеля храма иерей КОНСТАНТИН Головатский,
Председатель Приходского Совета В.Л.Ковалевский,
клир и прихожане Успенского храма


Не выразить словами чувств, которые охватили нас в связи с постигшим горем — безвременной кончиной нашего дорогого отца-настоятеля протоиерея Виктора Ерошенко. Мы потеряли духовного наставника и близкого друга. Скорбим, молимся, помним и любим. Со святыми упокой, Христе душу раба Твоего, новопреставленного протоиерея Виктора и сотвори ему вечную память!

 
ПИСЬМА, ТЕЛЕГРАММЫ…

Русская Православная Церковь

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ II
Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Владимиру,
митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру,
клирикам и пастве храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте,
родным и близким почившего протоиерея Виктора Ерошенко

Ваше Высокопреосвященство, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Со скорбью воспринял печальное известие о трагической кончине протоиерея Виктора Ерошенко, клирика дорогой моему сердцу Санкт-Петербургской Епархии, настоятеля храма Успения Пресвятой Богородицы.
Выражаю искренние соболезнования и сочувствие Вам, дорогой Владыка Митрополит Владимир, клирикам, Приходскому Совету и пастве прихода, матушке Наталии, всем родным, близким и духовным чадам. Родившись в Тернопольской области, в благочестивой семье, он с детских лет имел искреннее стремление послужить Богу и людям. После окончания Киевского медицинского училища и получения богословского образования в Ленинградских Духовных Школах, в мою бытность митрополитом Ленинградским и Новгородским, он в 1988 году мною рукоположен в диаконский, а спустя год — в священный сан. С этого времени началось его пастырское служение на различных приходах епархии.
С 1996 по его инициативе, при поддержке общественности, на берегу Невы началось строительство храма Успения Пресвятой Богородицы, который стал местом особого молитвенного поминовения жителей Ленинграда, погибших в тяжелые годы блокады. Храм строился всем миром, и каждый мог внести свою посильную жертву — пусть даже один кирпич в его созидание. Мне памятно посещение этого храма несколько лет тому назад, общение с покойным отцом-настоятелем, его матушкой, старостой, клириками и паствой. С благодарностью в своем сердце я храню воспоминания о теплом, радушном гостеприимстве, которое было оказано Нам под сводами этого храма. За годы своего пастырства о.Виктор усердно потрудился во славу Божию и на благо нашей Святой Церкви, снискал любовь и уважение своей паствы. Покойный протоиерей Виктор с любовью совершал службу Божию, заботился о благолепии храма и духовно-нравственном состоянии вверенной ему пасты, отличался энергичным характером, преданностью делу Божию и верностью своему призванию.
И вот ныне Господь, «времена и лета во Своей власти положивый», призвал в обители небесные неутомимого труженика, всей своей по земным меркам короткой, но весьма насыщенной многими добрыми делами жизнью, явившего пример горячей веры и бескорыстного пастырского служения ближнему.
Мысленно даю последнее целование почившему и молюсь Владыке Жизни Господу нашему Иисусу Христу об упокоении в обителях Небесных Своего верного служителя, который жил жизнью этого храма и скончался у его стен.
Да сотворит Господь новопреставленному протоиерею Виктору вечную память.
12 августа 2004 года
Санкт-Петербургская Епархия

Когда в Церкви случаются скорби, происходят какие-то непонятные для нас события, значения которых нам неведомо, Церковь словами Священного Писания советует нам сомкнуть уста и молча подумать над свершившимся. Может быть, когда-нибудь нам откроется смысл происшедшего. Но уже сегодня можно определенно сказать, что мы потеряли одного из лучших пастырей Санкт-Петербургской епархии.
Когда строился этот прекрасный храм, отец Виктор приходил ко мне почти каждый день за советом. Обсуждать планы строительства, проектные разработки. Ничего не делалось в храме без его участия. И сейчас, когда он наблюдал за установлением иконы Пресвятой Богородицы злой смерч, какой-то страшный ветер оборвал его жизнь. Строительные леса оказались перевернутыми, и отец Виктор остановил свое украшение этого храма. Протоиерей Виктор построил этот необыкновенный храм, и Господь призвал его к Себе.
Когда я размышлял над произошедшим, один духовный человек предположил, что, быть может, Господь призвал отца Виктора быть духовником блокадников, погибших в страшные годы Великой Отечественной войны, об упокоении которых он столько молился.
У него было много планов, он хотел строить воскресную школу, богоугодные заведения, но злой ветер прервал его судьбу.
Теперь только молитвой мы можем воздать ему свою благодарность. Обращаюсь ко всем вам: молитесь об упокоении новопреставленного протоиерея Виктора в обителях небесных. И во всех храмах нашей епархии будут поминать отца Виктора. Его светлый образ может быть примером того, как нужно служить Церкви. Господь да упокоит своего верного служителя в селениях праведных. Аминь.


Санкт-Петербургская Епархия

МИТРОПОЛИТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ И ЛАДОЖСКИЙ ВЛАДИМИР

Когда в Церкви случаются скорби, происходят какие-то непонятные для нас события, значения которых нам неведомо, Церковь словами Священного Писания советует нам сомкнуть уста и молча подумать над свершившимся. Может быть, когда-нибудь нам откроется смысл происшедшего. Но уже сегодня можно определенно сказать, что мы потеряли одного из лучших пастырей Санкт-Петербургской епархии.

Когда строился этот прекрасный храм, отец Виктор приходил ко мне почти каждый день за советом. Обсуждать планы строительства, проектные разработки. Ничего не делалось в храме без его участия. И сейчас, когда он наблюдал за установлением иконы Пресвятой Богородицы злой смерч, какой-то страшный ветер оборвал его жизнь. Строительные леса оказались перевернутыми, и отец Виктор остановил свое украшение этого храма. Протоиерей Виктор построил этот необыкновенный храм, и Господь призвал его к Себе.

Когда я размышлял над произошедшим, один духовный человек предположил, что, быть может, Господь призвал отца Виктора быть духовником блокадников, погибших в страшные годы Великой Отечественной войны, об упокоении которых он столько молился.

У него было много планов, он хотел строить воскресную школу, богоугодные заведения, но злой ветер прервал его судьбу.

Теперь только молитвой мы можем воздать ему свою благодарность. Обращаюсь ко всем вам: молитесь об упокоении новопреставленного протоиерея Виктора в обителях небесных. И во всех храмах нашей епархии будут поминать отца Виктора. Его светлый образ может быть примером того, как нужно служить Церкви. Господь да упокоит своего верного служителя в селениях праведных. Аминь.

ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР БУДНИКОВ, благочинный Большеохтинского округа Санкт-Петербургской епархии

Всем вам известно происшедшее в нашем приходе трагическое событие. Батюшка находился на строительных лесах, наблюдая за созданием мозаичного образа Пресвятой Богородицы, сооружавшегося к великому празднику Успения Пресвятой Богородицы и престольному празднику нашего храма. Отец Виктор был очень ответственным батюшкой, многозаботным. Он не мог не наблюдать даже за мелкими делами по благоустройству храма, что уж говорить о таком важном деле как создание иконы. Он все держал под контролем как настоятель, которого священноначалие благословило нести всю полноту и духовной, и административной ответственности за все то, что происходит в храме. Он болел душой за храм и жил этим храмом. Вместе с матушкой Натальей отдавал всего себя этому храму.

То, что произошло 11 августа, с точки зрения человеческого разума или логики объяснить невозможно. Но одно можно сказать точно. Эта трагическая кончина о.Виктора не что иное как мученическая кончина, ибо он пролил кровь свою в этом несчастном случае при созидании и укреплении образа Матери Божией, готовясь к празднику. Пролил кровь на паперти храма. И хоть эта трагедия и не дело рук человеческих, просто дьявольская злая стихия (врагу ведь всегда тошно, когда любой христианин, а тем паче священник творит Божье дело), можно считать что эта трагическая по нашим человеческим меркам, подчеркиваю, и преждевременная, опять же по нашим человеческим меркам, кончина приснопамятного протоирея Виктора является мученичеством. Пастырь, любящий своих прихожан, отдававший все силы строительству этого храма, с самых первых дней, когда еще только было положено ему начало небольшим деревянным храмом, ныне Мариинской церкви. Потом люди по кирпичику собирали этот прекрасный каменный храм. И батюшка постоянно был здесь и только здесь. Для него все здесь было родным. Но кроме этого, и сам отец Виктор, думаю, для всех прихожан, всех людей, которые бывают здесь, сам отец Виктор стал родным. Будем по-христиански ко всему относится, как подобает людям православным. У Бога нет мертвых, все живы. Наша кончина, которая наступает у всех в разное время и при разных обстоятельствах, даже самая тихая и мирная, как мы молимся, ничто иное, как переход в вечность, к Богу, в вечную жизнь. Поэтому и называется она не уходом в небытие, а рождением в жизнь вечную. Поэтому трагический день 11 августа — это день рождения, духовного рождения приснопамятного протоиерея Виктора. И сейчас он, поверьте, духовно присутствует среди нас, все слышит, все видит духовными очами, и сердце его радуется, что мы его не забыли, что мы здесь и что мы возносим о нем молитвы, а он будет нашим молитвенником на небесах. Каждый, проходя мимо, его могилочки совершит крестное знамение и молитвенно помянет приснопамятного протоиерея Виктора, и батюшка в этот же момент в ответ на ваше поминовение помянет и вас, и ваших родных и близких. Между усопшими и нами существует духовая связь — молитва. Самая страшная смерть, настоящая смерть — это духовная смерть, когда человек умирает в нечестии, неверии, в беззакониях и грехах. А кончина отца Виктора, по человеческим меркам хотя и ужасная, но она мученическая.



Правительство Российской Федерации

ПОМОЩНИК ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – Начальник Контрольного Управления Александр БЕГЛОВ


Правительственная телеграмма
Петербург Малоохтинский пр. д 5
храм Успения Пресвятой Богородицы

Глубоко потрясен известием о трагической гибели отца-настоятеля Виктора Ерошенко. Его имя навсегда останется в памяти россиян. Он многое успел, и я верю, что дело его жизни будет продолжено. Это тяжелая утрата для близких и всех тех, кто его знал. Выражаю им глубокие искренние соболезнования. Скорблю вместе с вами.
13 августа 2004 г. Москва

11 августа 2004 года
На кончину отца Виктора

Пастырь добрый, пастырь светлый
Сомкнул очи в вечном сне.
В своем зове безответном
Горевать осталось мне.

Я оплакала сиротство
В чужестранной той глуши,
Я раскаялась в уродстве
Неприкаянной души.

В лучах ласковой улыбки
Не оттаять больше нам,
Твоей проповедью пылкой
Не гореть уже сердцам;

Мудрым словом вразумленья
Вражью не развеять муть,
Тихий свет благословенья
Не прольется на мой путь.

Притеку к твоей могиле,
Тихо Богу помолюсь,
Да землицы той родимой
Напоследок прикоснусь.

Да не оборвутся нити
Смертью разлученных душ,
В Царство праведников
Внити ты сподобься,
Честной муж.

Здесь оставлено земное.
Слезы должно побороть:
На служение иное, знать,
Призвал тебя Господь.

Как велел, не потеряю
Зрак распятого Христа.
Жизнь свою с тобой сверяю
Я отныне и всегда.

Но когда в тоске великой
Взвою в голубую высь,
Помяни меня молитвой,
Пастырь добрый — отзовись.

-------------------------------
раба Божия Наталья,
прихожанка Блокадного храма,
ныне живущая в Канаде

Новое
Православные Святыни
Монастыри России
Православные храмы Санкт-Петербурга
Православные праздники
Святые Земли русской
Подвижники Земли русской
Духовные беседы
Православие и русская культура
Другие фильмы  

Письмо студии
Письмо дизайнеру

ФОБОС: погода в г. С.-Петербург


 
HotLog