Главная страница

Благословения студии
Студия
Духовник студии
Телепрограмма "ВЕСТНИК ПРАВОСЛАВИЯ"
Премьеры
Эксклюзивные интервью
Паломничества студии по святым местам Руси
Записки корреспондента Отзывы
Фотоархив
Поздравляем!

Православные мысли на каждый день
Вечная память
Вопрос священнику
Объявления
Тихвинская икона
Православные просветительские центры

Музыкальная страничка
Картинная галерея
Литературный уголок

ВЕЧНОСТЬ. Слово на Новый год
О ПОКАЯНИИ
СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ
У ЯСЛЕЙ СПАСИТЕЛЯ
БЛАГОДАТНЫЕ ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА

ВЕЧНОСТЬ
Слово на Новый год

Творец времен сподобил нас, дорогие братья и сестры, и еще увидеть новый по счету год, который по делам нашим и нашим старым привычкам опять будет старым и ветхим. Только святая, добродетельная жизнь, соединенная с всегдашним покаянием, обновляет человека на всякий день. И это потому, что в каждом человеке есть семя и зародыш тления – грех, унаследованный от грешных предков, который непрестанно, хотя иногда незаметно, тлит все существо человека. С этим семенем тли и самых тяжких болезней рождается человек на свет и постепенно тлеет и мало-помалу иногда заживо умирает!
По слову Господа, испытующего сердца и утробы наши, изнутри, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло изнутри исходит и оскверняет человека (Мк. 7, 21-23).
И так что же после этого значит для нас Новый год? Это еще продолжающееся к нам милосердие и долготерпение Божие, ожидающее нашего исправления, устраивающее наше душевное спасение. Новый год – это сильное побуждение к нашему покаянию и добрым делам. Вспомним притчу о бесплодной смоковнице, которую за неплодие Хозяин сада хотел срубить, а садовник умолял Его еще оставить на год для удобрения под ней почвы и для принесения плодов.
Но настанет последний день, после которого не будет времени, как говорится в Откровении Иоанна Богослова: Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, и море и все что в нем, что времени уже не будет. Итак, придет пора, когда прекратится совсем время и настанет вечность неизмеримая, бесконечная, невообразимая, прекратятся навсегда смены дней и ночей, заря утра и вечера и времен года; не будет этих постепенных чередований зимы, весны, лета и осени; не будет этого прекрасного украшения земли зеленью, цветами, листвою и плодами; не будет никаких рождений – ни человеческих, ни животных; сама земля, по слову Божественного Писания, сгорит, и будут новое небо и новая земля, нетленное небо и нетленная земля, сообразная духовным телам будущих воскресших людей (2 Пет.3,10,13); солнце угаснет и исчезнет, и Солнце всеозаряющим, всепросвещающим, всеоживляющим будет Сам Христос Господь, Солнце правды; не будет луны и звезд, ибо все это временно, стихийно, сложно и потому не вечно и тленно.
Прекратится наконец царство суеты и греха и всякой неправды, убегут все скорби, болезни, печали и воздыхания в новом отечестве, и не останется вовсе и помину о них; настанет царство любви, правды, непоколебимого мира, радости и вечного веселия; не будет этой пестроты народов, племен и языков – будет один народ Божий с одним дивным и для всех понятным духовным языком – ангельским или человеческим; все будут как один народ, как чада единой семьи, у которой будет один Отец – Бог. И эта вечность, предопределенная Творцом от начала, прежде бытия неба и земли, настанет скоро, по неложному слову Самого Творца: Се, гряду скоро, и мзда Моя со Мною вздати комуждо по делам его (Апок. 22, 12). Для этой вечности, для этого будущего бесконечного жития и блаженства и создал всеблагий Господь человека и род человеческий; и если бы мы только в этом веке уповали на Христа и не имели в виду будущей бесконечной жизни, в которой водворяются вечная правда и святость, то мы были бы еще окаяннее, злополучнее всех человеков, терпя здесь бесчисленные болезни и скорби и тысячи видов всяких смертей и не имея воздаяния за все, что терпим, за правду, за Христа.
Итак, будет блаженное и вечное воздаяние за все добрые дела и подвиги здешней жизни, совершенные по вере и упованию на нашего Начальника веры и Совершителя Иисуса Христа; и отрет Он всякую слезу с очей плакавших здесь ради правды Его, и злосчастные и праведные на коленях Божиих утешатся, по пророку, и радости их не будет конца (Ис. 35,10; 66,14), а нераскаянные грешники будут в вечной муке; всякая неправда людей, не заглаженная и не исправленная покаянием и добродетелью, получит свое возмездие праведное. Не льститеся: Бог поругаем не бывает (Гал. 6,7), ибо что человек посеет здесь, то и пожнет там, в вечности, говорит неложное слово Божие.
Итак, братья и сестры, готовьтесь неотложно к вечности – покаянием и добрыми делами. Времени скоро не будет, и время к исправлению и подвигам веры и добродетели отнимается.
Будем же каяться, исправляться и приносить Господу плоды добрых дел. Тогда наступивший год будет действительно новым, потому что принесет нам обновление всего существа нашего – души и тела. Тогда хотя внешний человек наш будет тлеть в болезнях и скорбях, но внутренний, потаенный сердца человек будет обновляться всякий день, как это было с апостолом Павлом. Аминь.

О ПОКАЯНИИ

Аще кто согрешит, Ходатая имамы ко
Отцу, Иисуса Христа праведника; и Той
очищение есть о гресех наших. 1 Ин. 1,1-1


Сегодня, возлюбленные братья, вы пойдете каяться. Хочу по долгу пастыря внушить вам, что требуется от того, кто приступает к исповеди, чтобы исповедь его была истинная, богоугодная и душеспасительная. Именно от кающегося требуется сокрушение о грехах своих, намерение исправить свою жизнь вера во Христа и надежда на Его милосердие.
Итак, прежде всего требуется сокрушение о грехах своих. Но этого-то весьма часто мы, духовники, и не видим у своих духовных детей.
Весьма многие приходят на дух с совершенным равнодушием, и если бы у них не спросить ничего, то они или ничего бы не сказали, или сказали только вообще, что-де грешен, отец духовный, во всех грехах. И если бы еще это сказали с сердечным сознанием своей вины! Нет. То и горе, что без сознания грехов своих, а так, чтобы скорее кончить с исповедью. Возлюбленные, не будем дело крайнего милосердия Божия к нам, грешным, обращать в повод ко гневу Божию. Что мы за бесчувственные такие! Нам ли не о чем поскорбеть на исповеди! Мало ли у нас грехов! Если бы мы и всю жизнь свою стали плакать о грехах своих, и тогда бы не сделали ничего лишнего, а только должное. Ах! Если бы кто из нас сказал, что он не имеет греха, то он обманывал бы себя самого и в том человеке напрасно кто стал бы искать истины.
Вы не видите своих грехов? Молитесь Богу, чтобы Он дал вам видеть их; разве напрасно вы часто за священником говорили в церкви: Господи! Даруй ми зрети моя прегрешения! Постараемся же хоть теперь общими силами увидеть свои грехи, чтобы после, на исповеди, с сердечным сокрушением признаться в них. И вот первый весьма важный грех наш - тот, что мы, будучи великими грешниками, не чувствуем, что мы грешники, заслуживающие не милости, а наказания Божия! Осудим же себя прежде всего в этой бесчувственности и скажем Господу от всей души: вот я, Господи и Владыко живота моего, грешник бесчувственный, величайший я грешник, а грехов своих не чувствую - должно быть, потому, что грехи мои умножились паче числа песка морского, и я весь - во грехах, как больной оспой - в оспе. Каюсь Тебе, Господу Богу моему, от всего сердца в моей бесчувственности и молю Тебя: Сам даруй мне чувствовать всем сердцем, как я много прогневлял и прогневляю Тебя. О эта мнимая, фарисейская праведность наша, сколько она погубила и погубляет людей! И назло нам она поражает наше сердце именно во время говения, во время самого таинства покаяния и пред таинством святого причащения.
Но посмотрим дальше - какими грехами согрешали мы Богу больше всего? А вот, если мы люди маловерные, живем на земле не для неба, не для Бога и спасения души своей, не для ее будущей жизни - разве это не великий грех? Что, забыли мы разве страдания за нас Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Его пречистую кровь, за нас пролитую на кресте, Его славное Воскресение? Разве не для нас, т.е. чтобы нас возвести на небо, удаленных грехом от неба, было Его сошествие на землю, Его божественное учение, Его чудеса, Его пророчества, например о будущем Страшном суде, о воскресении мертвых в последний день мира, о блаженстве праведных и вечных муках грешных? Наконец, Его страдания, Его воскресение из мертвых и вознесение на небо? Итак, если верно, что мы должны жить здесь для будущего века, то разве не грех не жить той жизни, а всеми мыслями и всем сердцем жить на земле и для земли? А сколько греха бывает от того, что мы хотим жить только на земле хорошо и не веруем от всего сердца в будущую блаженную жизнь! Сколько бывает от того злобы, ненависти, сребролюбия, зависти, скупости, обмана! Отсюда все пороки, все плотские похоти, все страсти души. Вот и в этом покаемся, т.е. покаемся, что мы маловеры, если не неверы, и что для Бога и для спасения души своей или не живем здесь, или весьма мало живем; также, что мало в сердцах наших надежды, если только не вовсе ее нет, на будущую жизнь. Если мы страдаем самым великим грехом неблагодарности к Богу, нелюбви к Нему за Его бесчисленные, неизреченные милости. Это, я думаю, всякий хоть по временам сознает за собой. Вот все вы, кто движется на своих ногах, все здоровы телом и душой, почтены разумом от Бога Творца, свободной волей, а чем вы были еще так недавно? Ничем; а вот Господь всех вас привел от небытия в бытие, и с того времени все вам дарствовая: подарил вам душу с ее способностями, дал вам и постоянно дает пищу для питания вашего тела, одежды для его одеяния, дал вам уголок на земле Своей и кров в жилище ваше; питает вас бесценной, животворящей пищей тела и крови Своей, усложняет и упокоевает ею; веселит вас слышанием слова Его, прощает вам без числа грехи ваши, постоянно хранит вашу жизнь, как мать - жизнь младенца; царство Свое будущее дарует нам и мало ли чего не делает из любви Своей к нам, грешным и неблагодарным? Перечислить невозможно. И что же? Как мы отвечаем на любовь Его к нам, - любовь, которой нет числа и меры? Одними беззакониями, одним злонравием, одной неблагодарностью. Итак, со слезами покаемся в своей неблагодарности пред Богом, в своей нелюбви к Нему и также со слезами испроси у Него дара любви. О! Благослови душе моя Господа и не забывай всех воздаяний Его (Пс.102,1)!
От кающегося требуется еще намерение исправить свою жизнь - и на это обратите внимание. Идучи на исповедь, говорите в себе: "После исповеди я постараюсь всеми силами исправиться от тех грехов, в которых теперь хочу каяться. Не буду больше обманывать себя, не буду лгать Богу, не буду оскорблять больше таинства покаяния. Помоги, Господи, укрепи душевные силы мои, Господи!" Что за польза от такого покаяния, после которого опять без зазрения совести предаются тем же грехам, в коих покаялись? На таких людях исполняется пословица: Пес возвращается на свою блевотину, и свинья, омывшись, - в лужу свою (ср.: 2 Пет.2,22).
Наконец, еще требуется от кающегося вера во Христа и надежда на Его милосердие. Всякий приступающий к исповеди должен веровать, что во время таинства Сам Христос невидимо стоит и принимает его исповедание, что один только Христос может оставлять грехи, так как Он Своими страданиями, честной Своей кровью и Своей смертью исходатайствовал Себе право у Отца Небесного прощать нам все беззакония, не оскорбляя божественного правосудия, и что Он по милосердию Своему всегда готов нам простить всякие грехи, только бы мы сердечным сокрушением признались в них, только бы было в нас намерение впредь жить лучше, только бы вера в Него была в нашем сердце! Вера твоя спасе тя: иди в мире (Мк. 5,34). Так Он внутренне говорит всякому после разрешения от священника, кто кается как должно.
Будем же каяться все чистосердечно; позаботимся все об исправлении жизни; принесем Богу плоды покаяния. Аминь.

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по
глаголу Твоему с миром. Лк. 2, 29


Когда воплощенному Слову Божию, имже вся быша, пришло время явиться на земле, тогда Провидением Божиим уготованы были некоторые избранные из человеков встретить Его чудесное, всеспасительное явление и возвестить его миру: и, во-первых, вифлиемские пастыри бессловесных стад, осведомленные о том от ангелов небесных, засвидетельствовавших громко Божество и человечество родждшегося Христа; потом исполненный Духа Святого старец священный Симеон, которому было обещано от Бога, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа Господня. Это сретение Симеоном и празднует ежегодно святая Православная Церковь, а встречную песнь его Спасителю мира повторяет ежедневно за вечерним богослужением. Ее вы все знаете - она начинается словами: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видесте очи мои спасение Твое.
Праведный старец благословил Богомладенца и Матерь Его и сказал Ей: Се, лежит Сей на падение и на возстание многим во Израили, и в знамение пререкаемо: и Тебе же Самой душу пройдет оружие: яко да откроются от многих сердец помышления (Лк. 2,34,35). Вот какое событие ежегодно воспоминает и празднует Церковь святая в назидание и спасение наше.
Чему учит нас праздник Сретения Господня? Прежде всего той истине, что Бог верен во всех словах и обещаниях своих. Он обещал еще Адаму и Еве, всеродно падшим в раю прародителям нашим, что Он пошлет на землю Спасителя им и всему роду человеческому, именно благословенное Семя Жены, которое сотрет главу - змея человекоубийцы, что и исполнилось, исполняется ежедневно и будет исполняться до самого скончания мира, доколь будут рождаться и жить на земле люди верные и верующие в Бога и Христа Его, ибо чрез них Он, Христос, попирает и стирает главу змия. Таковы были патриархи, праотцы, пророки, апостолы, святители, мученики, преподобные и праведные и все святые - таковы есть и теперь между правоверными побеждающие древнего змия, обольщающаго всю вселенную (Апок. 12,9).
Во-вторых, праздник Сретения научает нас тому, что Господь Сам идет навстречу только к делающим правду или алчущим и жаждущим правды, как старец Симеон, потому что Он пришел на землю для того, чтобы исполнить всякую правду (Мф. 3,15) Божию и нас научить творить правду и избавить нас от всякой неправды, от всякой неправды, от всякого беззакония и даровать нам покаяние с плодами спасительными.
Господь подался и почил на руках праведного Симеона, а на руки грешного человека Он не подался бы и не возмог на них носиться, ибо какое общение правды с беззаконием, света со тьмою, Христа с велиаром (2 Кор. 6,15)? Так и ныне Христос не может обитать в сердце и в теле, повинном греху и страстям, и, если хотим иметь в сердцах своих Христа, мы должны покаяться и возненавидеть грех, возлюбив правду и добродетель.
Торжественных сретений, или встреч, Христа Бога, кроме Симеоновой, было еще несколько при жизни Христа на земле. Так, Его встретили волхвы, восточные мудрецы с дарами - златом, ливаном и смирною; встретил и провозвестил Его громогласно при Иордане-реке Иоанн Предтеча, крестивший безгрешного Владыку твари, освятившего для нас крещением Своим воды; Его встретил торжественно при входе в Иерусалим с ваиями и ветвями древесными народ еврейский при пении Благословен грядый во имя Господне (Мф. 21,9). Встречаем Его ежедневно во время литургии и мы, когда в конце ее появляются в открытых царских дверях Святые Таины тела и крови Христовой и хор поет Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь явися нам.
Кроме того, бывает ежедневно у верующих и благочестиво живущих христиан внутренние тайные сретения, т.е. встречи Господа, в душах во время молитвы, тайной или явной, при усердном покаянии, когда к кающейся душе приходит Христос тайно и утешает ее, отечески объемлет ее, примиряется с ней, вселяется в нее, особенно при искреннем причащении святых Христовых Таин тела и крови Его. Но бывает и жалкая, плачевная разлука человека со Христом, когда душа христианская впадает в вольные или невольные грехи, например в скверные, неверные , лукавые, хульные помыслы или в гордость, самолюбие, неверие истине евангельской, когда в неверии отвергает Бога и совсем отступает от Него, хулит Его, как стало это с богохульным графом Толстым и многочисленными последователями его, Толстого. На них сбылось пророчество Симеона Богоприимца, изрекшего Пресвятой Деве достопамятные слова: Се, лежит Сей на падение и на возстание многим во Израили. Это сказано как о тогдашних книжниках, фарисеях и саддукеях, так и о нынешних ложно ученых, именующихся христианами. Христос для Толстого сделался камнем преткновения.
Далее, всякий раз бывает жалкая, не мысленная разлука наша с Богом при падении в разные грехи - блуда, прелюбодейства, злобы, зависти, невоздержания, пьянства, неповиновения, своеволия, буйства, ругательства и сквернословия, корыстолюбия и сребролюбия - и в разные другие грехи; и, если человек умирает во грехах нераскаянно, он навеки разлучается со Христом и сочетавается с диаволом, коему уподоблялся и окончательно уподобился в жизни, и наследует одинаковую с ним участь - муку вечную.

Последнее сретение Господа будет во второе и страшное Его пришествие, когда Он придет в страшной славе Своей и Отца Небесного со всеми ангельскими силами, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его, и когда возрыдают пред Ним все племена земные (Апок. 1,7).

Апостол Павел к солунянам писал: Сам Господь при возвещении при гласе Архангела и трубе Божией сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; с ними восхищены будет на облаках, в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1 Сол. 4,16-17).

Будем же встречать Господа здесь, на земле, доколе живы, в покаянии и добродетели душами чистыми и не скверными, пребывая по взаимной любви и делании всякой правды, чтобы и во второе пришествие Его встретить в радости и водвориться навеки в царствии Его. Аминь.


КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

И было в те дни, пришел Иисус из Назарета
Галилейского, и крестился от Иоанна в Иордане.
И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн
разверзающиеся небеса и Духа, как голубя,
сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын
Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
Мк. 1,9 - 11


Какое смирение Богочеловека! Какое беспрекословное повиновение воле Отца Небесного! Когда Иоанн Предтеча, зная величие Приходящего к его крещению и свое ничтожество пред Ним, не допускал Его креститься, Господь сказал ему: Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3,15). Но разве не обитает всегда в Боге всякая правда? Бог называется Богом правды, и Он есть праведный всех Судия (Пс.49,6;74,8; Деян. 10,42; Евр. 12,23). Господь говорит эти слова Предтече, как человек: Нам нужно исполнить всякую правду. Итак, за нас и для нас Он исполнил всякую правду - и нас учит точно исполнять Божию правду; для нас принял крещение от Иоанна, чтобы, не имея Сам нужды в крещении, нам показать нужду в нем, освятить воды и навсегда дать им силу священия, чтобы дать нам баню пакибытия и обновления Духом Святым (Тит. 3,5) и освятить нас; чтобы в водах потопить человеческий грех и отворить нам небо, заключенное грехопадением Адама, и низвести на землю Духа Святого, не имевшего на земле главу приклонить по причине крайнего оплотянения и развращения рода человеческого; чтобы Адама очистить от скверны и возвести на небо оправданным.
Церковь, богословствуя в своих песнопениях о таковых плодах Крещения Господня, вещает: "Да исполниши всяческая (небо и землю) Твоея славы, Тебе самого истощил еси даже до рабия образа; ныне же длани раба (Предтечи) подклоняеши главу рабски, мое наздание (грехи) благоутробно очищая и подая новое возрождение. Когда ты явился телом, освятилась земля, воды прияли благословение, небо просветилось; род человеков горького мучительства вражия избавися. Новотвориши земнородных нов Адам быв - Сам Создатель - огнем и Духом и водою совершая странное возрождение и обновление чудное, новотворя крещением богодельным без сокрушения и грнил; Духом Святым души животвориши, водою же освящаеши тело сложное, исправляя словесное животное - человека. Грядет Христос подать избавление всем верным крещением: сим бо Адама очищает, падшего возвышает, низложившего мучителя (диавола) посрамляет, небеса отверзает, Духа Божественного низводит и причастие нетления дарует" (Минея, 4 и 5 декабря). Из этих песненных вещаний святых отцов вы можете усмотреть, какие чудные благодать и сила сообщаются нам через Крещение Христово, а именно: очищение, освящение, обновление, примирение с Богом и усыновление Ему. Слава Господу Иисусу, крестившемуся во Иордане нашего ради спасения, и нам даровавшему возрождение, пакибытие, сыноположение и живот вечный, и разорившему прежнее средостение вражды и проклятия и праведного отвержения от Бога. Будем ли мы равнодушны и нечувствительны к таким благам возрождения и обновления, даруемым нам в крещении? Будем стараться понимать и уяснять для себя эти дары Божии, чтобы пользоваться ими к своему обновлению и спасению.
Но я слышу от толстовцев, пашковцев и штундистов и наших старых раскольников: не надо ваше крещение, ваше миропомазание. Ваше причащение, не нужна нам Церковь с ее таинствами и обрядами: мы без Церкви спасемся. На это скажу всем им: Бог поругаем не бывает (Гал. 6,7). Снова господь для вразумления дерзких вольнодумцев не придет, снова креститься и распинаться для них не будет и новой Церкви созидать не будет, а придет судить всех живых и мертвых (Деян. 10,42). Ужасен будет суд для противников и вольнодумцев. Если мы, получив познание истины, говорит апостол, - произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готоваго пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева при двух или трех свидетелях без милосердия наказывается смертию, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия, и не почитает за святыню Кровь Завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой (Втор. 32,35-36). Страшно впасть в руки Бога Живаго (Евр. 10,26-31). Эти слова относятся как к раскольникам и сектантам, так и ко всем именующимся православными христианами, но не живущих по вере, не принимающих таинств и живущих в не раскаянии.
Но что значит крестный ход на Иордан? Это непростой, хотя великолепный обряд. Церковь не занимает никого и не занимается праздными зрелищами - она совершает святой воспоминательный обряд, вызываемой потребностью самой природы, или естества стихий - воды и воздуха, оскверняемых и растлеваемых непрестанно грехами человеческими и потребностью самих людей, живущих в воздушном пространстве на оскверняемой грехами земле и имеющих непрестанную нужду в здравой воде. Вся природа и все стихии, повторяю, постоянно оскверняются человеческими грехами и лукавыми духами, живущими в воздухе и производящими в нем всякие тлетворные веяния и болезни. И потому является неотложная потребность церковного освящения и оздоровления этих зараженных стихий - благо на это Церковь имеет от Бога власть и силу. Не замечаете ли, что что-то неладное творится в полуденном мире, т.е. у нас на земле? То совершенная беззимица и идут дожди, когда им не надо быть, или расстилаются вредные туманы, или выпадает глубокий снег, становится, по-видимому зима, и вдруг начинается южное веяние и растопляется весь снег. То и дело смена явлений в природе, неподходящая ко времени года. А отсюда сколько острых болезней, сколько умирающих внезапно или очень скоро? Слабые телесные или даже и сильные организмы падают часто в борьбе с таким вредным непостоянством в природе. Конечно, она изображает наше непостоянство, нашу неверность Богу, наше шатание житейское и наказывает нас за то.
Гряди же, гряди Церковь Божия, святая и освящающая всех и все на воды, и освяти их вместе с воздухом данной тебе от Бога благодатью и очисти и оздрави их; даруй нам в окроплении и питии освященной воды очищение и освящение нам и жилищам нашим и здравии душам и телам нашим. Всеблагий и всемощный Освятитель и Создатель мира, Душе Святый, от Отца исходяй и в Сыне почиваяй, всех нас очисти, освяти, просвети, уврачуй, укрепи, обнови и утешь чудным, живоносным, святым и пресладким Твоим осенением. Аминь.

У ЯСЛЕЙ СПАСИТЕЛЯ
Слово в день Рождества Христова

Нас ради родися Отроча Младо Превечный Бог.
Кондак на Рождество Христово


Рождество по плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа - событие бесконечно великой важности. Безначальный, всеблагий, всемогущий Творец и Царь веков, приклонив небеса, сошел ныне на землю; бесплотный стал Плотоносцем от Пречистой, неискусобрачной Девы действием Святого Духа. И где же родился Сей чудный Младенец-Бог? В убогом пастырском вертепе, ибо не было для Него места в обитаемом граде.
Приди сюда и приникни умом и сердцем, взором и слухом, все славное на земле, все великое, родовитое, разумное, просвещенное, и подивись несказанному снисхождению Божию, этому Младенцу и Предвечному Богу, и слушай разумным слухом ангельскую песнь: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк. 2,14)! Стань здесь, у Вифлеемских яслей, сословие риторов, философов, богословов, звездословов, напрягите всю силу вашего очищенного ума, здравого любомудрия и чистого богословия и исплетите словесный венец сему Младенцу Богу, Коего род неродословен и страшен, ибо это Божий единородный Сын, пред страшным величием Которого трепещут небо и земля, пред Коим трясутся все силы противные и исчезают как дым. Приди сюда, земная знатность, богатство, царская держава, всякая власть; приди, юность, мужество, старость, мужской пол и женский, и повергнись с верой, смирением и любовью пред Тем, Кто, будучи Богом безначальным, Коего начальство на раме Его (Ис. 9,6), смирил Себя для нас до образа рабия и стал Человеком, чтобы истинно возвысить человека и обожить его. Ныне небо и земля составляют один собор и прославляют вместе рождество Богочеловека.
Приникнем любомудрствующим умом в тайну воплощения, насколько нам открыло ее само Слово Божие.
Нас ради родися, - поется в церковной рождественской песни, - Отроча Младо Превечный Бог. Это значит - для нас стал человеком Превечный Бог, не переставая быть Богом, но всегда пребывая Им без смешения и разделения ествеств.
Восклони свою поникшую главу, грешный человек, или опусти свое гордое чело, надменный земной мудростью, властью, богатством, славой, силой, красотой и чем бы ни было дольним, исчезающим подобно дыму. Ты был отринут от Бога - источника жизни - за грехи твои, за бесчисленные страсти, коим ты поработил себя; ты носил на себе печать проклятия Божия, был в тени и сени смертной (Мф. 4,16) и был бы в бесконечные века в узах смерти и муках ада. И вот по единому милосердию ради безмерной благости Своей Бог Сам пришел для тебя на землю, чтобы взыскать тебя, заблудшего, погибшего, Сам сделался Человеком, уподобился тебе во всем, кроме греха, чтобы ближе, осязательнее, очевиднее подойти к тебе, просветить тебя, темного, поднять падшего, очистить оскверненного, утвердить колеблющегося, подобно трости, втером колебаемой (Мф. 1,7; Лк.7,24), разорить неодолимую преграду, которую поставил грех между Богом и человеком, разрушить проклятие поставил грех между Богом и человеком, разрушить проклятие и Самому на Себя взять это проклятие через страшные Голгофские страдания и мучительнейшую смерть на кресте, чтобы источить благословение Отца Небесного всем верующим, чтобы разрушить ад и извести из него всех, кого нашла правда Божия и безмерное милосердие достойными освобождения из этой темницы, уготованной диаволу и слугам его, чтобы победить смерть и воскресить всех умерших славным Своим Воскресением и возвести достойных на небеса для жизни вечной и соцарствия с Богом в свете и блаженстве.
Вот что значат слова церковной песни, столь часто звучащей в наших ушах нынешним праздником: Нас ради родися Отроча Младо Превечный Бог. Таковы чудные, сладкие жизненные плоды воплощения Сына Божия!
Ликуй же и веселись, вся земля, красуйся, Христова Церковь, восприявшая от Своего Главы - Христа все богатство Его искупления и благословения и неисчетных духовных даров - правды, мира, освящения - и неисчетных чудес. Ты уже просветила, освятила, укрепила непобедимой силой Христовой в подвигах за веру и спасла бесчисленное множество избранных - апостолов, святителей, мучеников, преподобных и праведных, всюду и из всех сословий угодивших Богу, совершенно примеренных с вечным правосудием Отца Небесного и получивших от Него достойные почести горнего звания, для коих воплотившейся Господь Иисус отверз врата Царства Небесного, переселив с земли на небо истинное отечество наше.
Итак, для нас пришел на землю Царь Превечный. А мы, со своей стороны что должны делать? Нужна взаимность. Если со стороны Божией такое снисхождение, такое истощение, то и от нас требуется самоотвержение. Господь всего Себя предал за нас: мы сами себя и весь живот наш предадим Ему, нашему Господу и Животу бесконечному. Нас, ставших Ему чуждыми по причине грехов, Он хочет приблизить и присвоить Себе чрез веру, покаяние и добродетель. Приблизимся же к нему всем существом, предадим ему разум, сердце, волю, душу и тело. Приблизился к нам Господь, облекшись во всего человека - облечемся и мы во Христа, по слову апостола: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3,27). Пришел Освободитель к нам, пленникам греха и смерти - поспешим и мы освободиться из плена страстей, ибо вся душа и все тело, все пять чувств наших в плену греха, вся пята наша, о которой сказано было врагу, обольстившему первых людей: Ты будешь блюсти его пяту, между тем как Семя Жены, т.е. Искупитель Человека, сотрет тебе главу (Гал. 3,27). Пришел Обновитель естества, обветшавшего грехом - поспешим обновиться и совлечься ветхого человека со всеми мертвыми делами, со всеми страстями. Господь разорил крепкую преграду, отделявшую нас от Бога, разрушив ее крестом и смертью, и приблизил нас к Богу, Отцу Своему Небесному. Пойдем же к Богу усердно, твердо, спешно, невозвратным покаянием, благими делами, доколе имеем время делать, доколе смерть не лишила нас возможности поспешать к вечной жизни. Господь простер к нам руку помощи, без которой мы погибли бы невозвратно, - ухватимся же за спасающую Его десницу, чтобы не утонуть в пучине греха, наводняющего мир. Господь основал на земле Церковь, которой предоставил все средства, все силы благодатные к жизни праведной, - будем держаться всем сердцем Его святой Церкви, поучаться из Евангелия, принимать спасительные таинства, назидаться богослужением, повиноваться богопоставленным пастырям, беречься расколов и сект.
Да соединятся в любви и взаимном доброжелательстве все племена и народы; да водворятся мир на земле и единомыслие, честный труд, благонамеренные науки и полезные искусства, взаимное повиновение, уважение ко всякой власти, повиновение детей родителям, уважение и твердость брачных союзов. Да воскликнем же ныне все как бы едиными устами и единым сердцем: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение! Аминь.


БЛАГОДАТНЫЕ ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА

Слово в день святой Пятидесятницы

Троицу Единосущную песнословим, Отца и
Сына, со Святым Духом: тако бо пропове-
даша вси пророцы и апостоли с мученики


Празднуем одно из величайших событий в мире и в Церкви христианской, - событие сколько чудесное, столько же и спасительное и всерадостно для всего христианского мира, именно: празднуем сошествие на апостолов Святого Духа Бога, Третьего Лица Пресвятой Троицы, ниспосланного вознесшимся на небо Сыном Божиим Иисусом Христом от Бога Отца. Он (Христос) говорил своим ученикам пред страданиями: Иду к Пославшему Меня… Но оттого, что сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам (Ин. 16, 5-7). Вседержавный и Животворящий Дух Божий, соестественный и сопрестольный Отцу и Сыну, торжественно и действительно сошел на учеников и учениц Господа, а в лице их и на Церковь христианскую для усвоения людям великого дела искупления, совершенного Сыном Божиим, для возрождения огнем Духа Святого апостолов и с ними бывших всех, для сообщения им потребного для проповеди всем людям дара необоримого мужества и силы и дара говорить на всех языках, дара Божественной любви, какую имел к людям Господь Иисус Христос, положивший за людей душу Свою. Дух Святой исполнил апостолов даром премудрости, властью возрождать людей из ветхой твари в новую через веру в Иисуса Христа и посредством проповеди и таинств - крещения, миропомазания, священнодействия тела и крови Христовых. Он дал им и преемникам их - епископам власть и мудрость вязать и решать грехи человеков уяснять веру и учение веры, писать Богомудрые Евангелия и послания, созывать Соборы для уяснения Богооткровенного учения и обличения ересей и расколов, постановлять правила веры и поведения, освящать храмы и рукополагать в священные степени, вообще благоустроять только что основанную Церковь Христову. Дух Святой проявил Себя в мире в чудных Божественных действиях во всем величии Божества Своего, как Творец и Зиждитель естества человеческого, как Саможивот и Источник живота для всех словесных тварей, как Источник премудрости и силы.
Вот какой великий праздник совершает ныне святая Церковь Православная во всем мире!
Этот день называется праздником Пятидесятницы, потому что Дух Святой сошел по воле Бога Отца и по ходатайству Христа Бога в день пятидесятый после Воскресения Христа Бога из мертвых; называется и праздником Святая Троица. Отец пославший Духа Святого Своего на апостолов, - Сын, умоливший Отца послать Духа Святого на избранных Своих и положивший таким образом твердое основание Своей Церкви, которую и врата адова не одолеют (Мф. 16,18).
Какие дивные, спасительные действия произвело сошествие Святого Духа на апостолов, показывает книга Деяний апостольских и непогрешительна история Церкви. Апостолы пронесли святое Евангелие во все концы тогдашнего мира, проповедав его всем народам, и возродили мир своей проповедью и чудесами - и с какой верой и любовью, с каким самоотвержением, какой непобедимой силой пронесли они проповедь о Христе по всему миру!
Они победили и покорили ученых, философов, риторов, царей и царства - всю вселенную покорили кротостью и силой своей проповеди и бесчисленными чудесами; с радостью переносили они мучения и смерть за Христа и Его учение ради будущей бессмертной жизни и ради спасения верующих. Они так дорожили истиной Христова учения, что при сей любви к людям готовы были отлучить от Церкви всякого, кто стал бы иначе учить, чем они учили по откровению Божию: Если мы, ли ангел с небеси будет учить вас иначе, чем мы благовествовали, анафема да будет (Гал. 1,8-9), - и за истину Богооткровенного учения готовы были всегда умереть. Между тем в нынешнее время многие именующиеся христианами так обезверились и так уничижили слово Божие, что сочли его за простое человеческое слово, как граф Толстой со товарищи, и дерзают извращать его по своему дикому пониманию и вкусу, как никогда не осмелились бы поступить со словом земного царя или писателя, хотя бы Пушкина или другого какого, и учат совершенно иначе, чем учит святое Евангелие.
Далее, чудесные и спасительные действия Духа Святого выразились в самых разнообразных дарах Его верующим: в даре пророчества, чудес, изъяснения писания, в даре языков, всяких исцелений, особенно в самоотверженной любви верующих друг к другу, - любви, которая считала все общим и которая распределяла насущные потребности по нужде каждого. Далее державные действия Духа Святого выразились в единодушных и единомысленных собраниях святых отцов на Вселенских и поместных Соборах, на которых, как лопатой, развевались все плевельные, зловредные учения ересей и восстанавливалось единомыслие верующих с вожделенным миром всей Церкви. И доселе Православная Церковь хранит твердо истины учения веры и не нарушила ни одного догмата, к своей чести, и славе, и спасению своих чад.
Затем чудные действия Святого Духа в Церкви Божией выразились в дивной мудрости святых отцов - церковных витий - проповедников, особенно в IV веке Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Григория Нисского и многих других церковных витий следующих веков; особенно же в богослужебных песнопениях нашей Церкви и в бесчисленных канонах, украшающих богослужение ее; в них выразилась величайшая духовная мудрость и беспредельное умиление, трогающее до глубины всякую верующую душу.
А что сказать о благодатных действиях Духа Святого, о непобедимой силе и мужестве в подвигах мучения за веру бесчисленного множества мучеников и мучениц, между коими много было и юных детей, с радостью принимавших всякие муки и удивлявших своим мужеством и терпением самых жестокосердных мучителей; что сказать о подвигах преподобных мужей и жен, умертвивших все страсти плоти и духа молитвами, бдением, постом, чистотой, смирением, незлобием, терпением? Они во плоти уподобились ангелам и горели пламенной любовью к Богу, как Херувимы и Серафимы, и в них навеки опочил Христос с Отцом и Духом Святым.
Вот действия Духа Святого в святой Церкви Христовой по сошествии на апостолов и в последующие времена.
Обращаюсь к нынешнему времени. Есть ли ныне проявление даров Святого Духа в верующих? Без сомнения, есть, но мало. Благодатные дары Духа Святого и ныне проявляются в христианской любви и самоотвержении на пользу ближнего в разных благотворительных учреждениях, особенно эта любовь проявилась в бывшие войны в усердном уходе врачей и сестер милосердия за ранеными больными воинами, вообще в самоотверженных подвигах на блага ближних, царя и Отечества, в щедрых пособиях пострадавшим от пожаров, наводнения, от голода, от повальных болезней - вообще в разнообразных самоотверженных служениях Богу и ближним. Дары Духа Божия проявляются также и ныне в чудотворной силе молитвы во множестве исцелений всяких больных.
Это одна сторона. А с другой стороны, никогда так неверие и глумление над верой и святой Церковью не захватывало так называемую интеллигенцию, как теперь; никогда хищничество так дерзко не налагало свою руку на чужое имущество, как теперь; никогда растрата благоприобретенного предками имения не бала так безумна, как теперь; никогда целость природы физической и духовной не ценилась так низко, как теперь; никогда пьянство не было так сильно, как в наш цивилизованный век.
Что может исправить нас? Душе Святый, Царю Небесный, вдохни покаяние с умилением в согрешивших; прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны и спаси, Блаже, души наша. Аминь.

Новое
Православные Святыни
Монастыри России
Православные храмы Санкт-Петербурга
Православные праздники
Святые Земли русской
Подвижники Земли русской
Духовные беседы
Православие и русская культура
Другие фильмы  

Чат
Гостевая книга

Письмо студии
Письмо дизайнеру

ФОБОС: погода в г. С.-Петербург


HotLog