Главная страница

Благословения студии
Студия
Духовник студии
Телепрограмма "ВЕСТНИК ПРАВОСЛАВИЯ"
Премьеры
Эксклюзивные интервью
Паломничества студии по святым местам Руси
Записки корреспондента Отзывы
Фотоархив
Поздравляем!

Православные мысли на каждый день
Вечная память
Вопрос священнику
Объявления
Тихвинская икона
Православные просветительские центры

Музыкальная страничка
Картинная галерея
Литературный уголок

БЕСЕДА протоирея Василия Ермакова и писателя Бориса Сергеевича Гусева

На Серафимовском кладбище в храме во имя преподобного Серафима Саровского служит один из старейших священников нашей епархии, почитаемый верующими не только Санкт-Петербурга, но и многих городов России протоиерей Василий Ермаков. Тысячи страждущих людей тянутся к духовно мудрому батюшке, и каждый находит здесь спасение. Так произошло и с писателем Борисом Сергеевичем Гусевым, который пришел в храм к отцу Василию и обрел здесь твердую веру.



Борис Сергеевич Гусев
- член союза писателей России, фронтовик, участник обороны Ленинграда. Его повести: "За полчаса до рассвета", "След", "Сережин круг", "Затмение" и другие - открывают читателю историческую правду, долгие годы скрытую завесой лжи.

Эта беседа состоялась 17 февраля сего года. Наша студия записала ее и теперь предлагает для вашего внимания этот разговор по душам двух ровесников и сотоварищей, переживших войну, проживших долгую трудную жизнь.


Вопрос: Борис Сергеевич, скажите, когда Вы впервые пришли в храм на Серафимовском кладбище, к батюшке Василию?

Гусев: В детстве у нас была старушка-нянюшка, которая еще воспитывала мою маму, и вот она говорила мне: "За тобой летают два ангела черный и белый. Черный записывает твои плохие дела, белый - хорошие". Но я тогда говорил: "А я не верю". А она отвечала: "Придет время - поверишь". И в войну в самых тяжелых обстоятельствах, например, при минометном обстреле я, и не только я, а вообще даже неверующие солдаты вспоминали о вере, о Боге.
Спаси, Господи, вот это было. Это было. Там политрук что-то говорил, но его мало слушали, а в самые критические минуты каждый вспоминал Бога. Спаси, Господи, вот это было. Тем более, что в нашем взводе было большинство христиан.
Потом после войны вера исчезла у меня лично. Потом был длительный период безверия. Но остались у меня в сердце мамины слова: "Ты можешь не верить, но богохульствовать не надо". Дай Бог, Светлой памяти Арине Петровне …(крестится). Она мне говорила и сама верила. Отец - нет. Но в глубине души и он, конечно, поскольку он кончил кадетский корпус, а там была крепкая православная вера.
И вот потом уже в конце 80-х мои дочери меня привели вот в этот храм, храм Серафима Саровского, и тогда я увидел впервые отца Василия, настоятеля этого храма. Я вот как-то сразу подумал: "Вот, это священник". И с этого момента начался процесс общения с отцом Василием. Во-первых, были чудеса (смеется). Вот, был случай с путевками. Пустой случай, как бы пустой. Мои дочери просили меня достать путевки в престижный Дом отдыха писательский. "Что же вы мне говорите в августе месяце, это надо за три месяца". Я начинаю набирать номер, и мне говорят, что путевок нет. А дочка говорит мне: "А я пойду просить благословение у отца Василия". А я ей сказал: "Что ты пойдешь просить благословение, когда путевок нет". Вот психология неверующего человека. Что ж просить благословение, когда путевок нету, мне сказали, что их нет". (смеется) Дочка приходит и говорит мне, что отец Василий благословил. "А что толку, - я говорю, - я звонил в Москву, путевок нет". Через день я приезжаю в Москву, раздаётся звонок, мне звонят из литфонда: "Борис Сергеевич, есть три горящие путевки. Берете?" - "Беру".
Вот такой случай, но это действительно так было. И вот чем больше я общался с батюшкой, бывал в церкви, тем всё чаще происходили со мной такие вот малые чудеса.

Вопрос: "Батюшка, а Вы помните, как впервые пришел к Вам Борис Сергеевич?"

О. Василий: "Конечно. Для меня встреча с выдающимся писателем, членом Союза писателей России Борисом Гусевым была большой неожиданностью, но не сюрпризом. Почему?
Мы с ним одногодки. Я немного помоложе, (смеются оба) на два месяца.
Первое, что мы с ним учились по одним и тем же учебникам. Я до войны успел кончить только семь классов. Война наступила. Ему Бог помог кончить побольше. И он пошел в действующую армию Ленинградского фронта. Как и я, он - мальчишка, необученный, почти негодный, но горячий духом патриотизма к Родине, он пошел воевать.
Моя жизнь сложилась по-иному. Меня накрыла война в Орловских краях. Пришли немцы 9 октября 41 года. Когда открыли храм у нас, пришел священник отец Василий Веревкин, который только вернулся из заключения, провел 8 лет в Архангельской области на лесоповале. И я по воле родителей пошел в храм. И мне надо было идти, как мне сказал отец: "Можешь благодарить Бога за то, что дом остался и никого нас не убило, никого нас не ранило". А война есть война. Мы прекрасно знаем с Борисом Сергеевичем. Война, значит, страдания. Страдания в полном смысле этого слова. Комендантский час. Фронт - 20 километров. И приказ немецкого командования, чтобы я каждый день в 9 утра должен быть на площади, где собирали всю молодежь до 28 года. Приходили немцы и отправляли нас на работы. Кому-то - мост строить, кому-то - засыпать воронки, оставшиеся от бомб, растаскивать завалившиеся здания, пилить дрова на кухню, мостить дороги и прочее, прочее, прочее, прочее… Я работал половину 42 года на немецком кладбище. Рыл могилы для немецких солдат на 18-20 человек, приходил их священник и их отпевал. Там было захоронено где-то 3 тыс. человек. И там я работал. Это был наглядный взгляд, что такое война. Молодые ребята 21-22 года и все в могилу. Я работал по законам того времени, но я не забывал храм. И всегда в субботу и воскресенье когда нас отпускали с работы в 5 часов вечера я бегу в храм Божий. Снимаю свои рабочие одежды, и бегом к отцу Василию. Он меня благословил одеть стихарь и прислуживать в алтаре.
Далее - 43 год, и мы видим, что дело после Сталинградской битвы пошло на поправку. Наша советская армия наступает. Курская битва. И когда 16 июля 43 года я попал в облаву, и немцы отправили меня в лагерь под городом Таллинн. И я прошел еще более труднейшую сторону жизни, труднейшую. Для меня оставила яркий свет в жизни встреча с отцом сегодняшнего Патриарха Алексия - Михаилом Редигером. Он был прекрасный, одухотворенный, понимающий трудную и скорбную жизнь русских невольников, находящихся в немецком лагере. Он в наших душах зажигал дух веры, дух надежды, дух патриотизма. И, самое главное, я еще более там всей душой прилепился к Богу. Но прошла война, я нашел своих родителей, которых потерял 2 года назад. Вернулся домой и в 46 году по зову теперешнего Патриарха Алексея я пошел учиться в духовные школы Ленинграда - в семинарию и академию. Я стал священником по окончании академии в 53 году.
Я вспоминаю со слезами то давнее время. Это великая милость Господня, что пройдя все свои искушения, все невзгоды, испытав столько горя, я воочию вижу и чувствую душой Бога.
И вот в один из летних моих вечеров, мне говорят дочери Бориса Сергеевича Гусева: "Придет папа, он хотел Вас повидать". Я с большим удовольствием встречаю писателя, книги которого с удовольствием читал. Его произведения очень легкие, хлесткие, доходчивый язык до сознания. На первой встрече поговорили кто, где родился, чем в войну занимался. Потом еще раз приходит Борис Сергеевич, и здесь мы уже по-братски, по-фронтовому встретились. О войне, мы начали издалека вспоминать.
Прошлое тяжелое. Мы обсуждали тему о том, кто как спасался в это трудное время. Он был на передовой, я в лагере. Что такое война, мы знаем не по учебникам, не понаслышке. Могло быть все что угодно, бомба, пуля… Но почему остался жив, здоров, даже не ранен? И здесь мы уже коснулись самого главного. Я сказал: "Неспроста, Бог помог". Он ответил: "Да, наверное, Бог помог". Ну, думаю, совсем все ближе стало, роднее, понятнее и доходчивее. И далее мы не расстаемся до сего дня. У нас общие взгляды на жизнь, мы оба с ним беспредельно любим Россию. Мы желаем вместе с ним рассказать правду русским людям, о том, что мы видели, что пережили в жизни. Не по учебникам, а по своим воинским страданиям.
Он пишет свои произведения, он отдает все силы своего таланта для того, что раскрыть все тайны прошлого, я бы сказал тайны беззакония, чтобы будущее поколение русских людей узнало и поняло, в какое трудное время мы жили. Мы не теряли духа, мы не теряли веру в Бога, мы верили, что Россия поднимется, что Россия останется Россией. И сегодня я - словом, он - пером, говорим о том, что русские должны быть православными. Должны верить в Бога.

Гусев: Кардинальный вопрос для русского народа. Либо эти 4 процента верующих, как считает статистика, увеличатся в 20 раз, и станет народ православным, либо он потеряет свои качества, как когда-то византийцы, и народ растворится. Потому что, русский человек, вот, как батюшка говорит: "Православный, значит, русский". Если будет отброшен Бог, то свершится страшное. Как Солоухин писал: "Русский народ погибнет".

О. Василий: Борис Сергеевич Гусев писал в своем романе "Затмение", где он раскрыл всю глубину безверия, глубину неверия и сомнений русского народа на примере известных личностей. Борис Сергеевич сейчас сказал правильно, что мы не хотим, чтобы русский человек потерял свое лицо, чтоб он растворился в этой бездне греха. Мы учились по советским учебникам, слушали советское радио, читали советские газеты, но мы остались верными патриотами нашей России. Для нас с Борисом Сергеевичем Россия - это народ русский и православие. И сегодня, по воле Божией каждый россиянин может придти в храм, помолиться, попросить у Бога все, что необходимо для его тихой, ровной, спокойной жизни. Бог все даст при условии, что Бог знает, кому, что будет на пользу.

Гусев: Да. Вот отец Василий вспоминал мой роман "Затмение". Так, что удивительно, это именно батюшка послал меня в Оптину пустынь. И там мне открылись многие вещи, и там много было чудес. Я уже заметил, когда отец Василий дает благословение на что, вот, например, куда-нибудь ехать, то открываются все двери. Мне некогда было ехать, нужно было вычитывать свои произведения и сдавать в типографию. И вот звонок из типографии: "Борис Сергеевич! Мы запарились, у Вас перерыв две недели, Вы свободны". Я еду. Дальше история с билетом на автобус. Билетов нет, я отхожу думаю, ну, вот, значит не поеду. И вдруг (смеется) ко мне подходит женщина и говорит: "Вас зовут в кассу". И мне продают билет, кто-то сдал. Дальше я встречаю попутчицу- монашку, которая уже много раз была в Оптиной. И она меня провожает до монастыря. А найти дорогу туда не так просто. От Козельска надо ехать на автобусе, потом идти два километра через лес. И вот я уже в монастыре, но чтобы там остановиться, надо иметь благословение настоятеля. Дальше поиски игумена. Мне монах, который на воротах в монастыре говорит: " Ну, что Вы. Игумена нет и не будет сегодня". Но вдруг появляется игумен… И вот такой ряд как бы случайностей, выстраивается целая цепочка. Потом в монастыре я встречаю дьякона, удивительно похожего на одного близкого мне человека, которого уже нет. И отношение этого незнакомого дьякона ко мне вдруг такое близкое, товарищеское. Он ведет меня на источник преподобного Серафима Саровского. И каждый раз, когда получаешь благословение, открываются различные возможности. И меняется внутри все от таких малых чудес.
Раньше Толстой был моим кумиром. А после того, когда я пришел к вере, я впервые с жесткой критикой выступил против позиции Толстого в отношении православия. Я ведь очень хорошо знаю его творчество. Даже учил наизусть. После контузии мне нужно было заучивать тексты, только не поэтические. Вот я учил тексты Толстого. Он - гениальный художник. Но его нападки на православие привели к тому 17 году. Потому что интеллигенция и все писатели шли в русле Толстого и вот он, собственно говоря, приготовил страну к тому, что большевики смогли взять власть. А суть большевизма говорить одно, а делать совершенно противоположное.
В Оптиной пустыни мне открылись метания Толстого, то, что он ехал в Оптину, об этом никто не писал раньше.
Сейчас готовлю к изданию полностью роман "Затмение". Уже опубликована первая часть романа "Уготованная звезда", скоро выйдет роман полностью.

О. Василий: У Бориса Сергеевича золотое перо.

Гусев: К сожалению, я много в середине жизни занимался административной работой, но к счастью потом меня ударил инсульт (смеется) и я оставил административную работу и полностью отдался писательству.

О. Василий: Он пишет, желая, чтобы русские люди одумались, оглянулись на ошибки прошлого и нашего поколения 20-годов, и чтобы русские люди вернулись в православие. Но чтобы узнать православие - надо жить в православии, жить жизнью народа.
Борис Сергеевич Гусев сам все прошел, он на личном опыте убедился, и понял те заблуждения, которые у него были. Но, слава Богу, Господь помог ему разобраться, где правда жизни, где надо искать тихую пристань, у кого учиться, как надо жить и чем заниматься. Борис Сергеевич изучал архивные данные о всех действиях во время войны у нас в Ленинградской области, он работал в архивах и написал своим хлестким языком и о предательстве и о тех, кто на смерть стоял за Россию.

Гусев: Я пришел к вере. И у меня в жизни было столько случаев, когда меня промыслительно во время войны уберег Господь. Мне удалось восстановить попранное имя своего деда. Я написал книгу "Крестник Императора", где рассказал и открыл для всех судьбу моего деда - Петра Бадмаева - дипломата, медика, но главное православного христианина.

О. Василий: Борис Сергеевич, мой сотоварищ, ровесник. Он высказал свои впечатления, взгляды человека, который все пережил. Я прошел немножко другой путь - путь подвига веры.
Но сегодня. Мы вместе говорим будущему поколению людей. Не повторяйте наших ошибок, не отходите от Бога, не отходите от храма. Не уходите к другим людям, которые учат не тому, что говорит православие. Их не слушайте, потому что они не прошли трудную, я бы сказал, трагическую жизнь. Перед нами вставал вопрос: "жить - не жить". Но для меня лично, а я священник с послевоенного времени, вставал вопрос - верить или не верить? Много обольщений было, много было насилия, но Бог миловал. И поэтому, пусть наша задушевная беседа сегодня коснется сердец тех, кто еще далек от Бога, кто еще думает, идти ли в храм православный, молиться ли?.. Или искать иных богов, иное учение.
Крик нашей души - русские люди идите за Богом, идите в храм, любите беспредельно Святую Русь, любите нашу Отчизну, любите нашу Родину, родину, которую мы сохраняем и сохранили.


 

Новое
Православные Святыни
Монастыри России
Православные храмы Санкт-Петербурга
Православные праздники
Святые Земли русской
Подвижники Земли русской
Духовные беседы
Православие и русская культура
Другие фильмы  

Чат
Гостевая книга

Письмо студии
Письмо дизайнеру

ФОБОС: погода в г. С.-Петербург


HotLog