Главная страница

Благословения студии
Студия
Духовник студии
Телепрограмма "ВЕСТНИК ПРАВОСЛАВИЯ"
Премьеры
Эксклюзивные интервью
Паломничества студии по святым местам Руси
Записки корреспондента Отзывы
Фотоархив
Поздравляем!

Православные мысли на каждый день
Вечная память
Вопрос священнику
Объявления
Тихвинская икона
Православные просветительские центры

Музыкальная страничка
Картинная галерея
Литературный уголок

Во имя спасения России

О христианской жизни в миру
(по учению прп. Амвросия Оптинского)


Игумен Андроник (Трубачев): Преподобный Амвросий Оптинский. Жизнь и творения. М., 1993, с. 178-199.

Большая часть верующих проходит подвиг христианской жизни в миру. Хотя преподобный почти не выходил из келий скита, он стяжал истинное ведение о том, как надо жить христианину в миру. Ведение преподобного Амвросия основывалось, во-первых, на глубоком изучении Священного Писания и святоотеческих творений; во-вторых, на проникновении во внутренний мир человека чрез обуздание грехов и страстей в собственной душе; в-третьих, на подвиге жертвенной любви и сострадания людям в их скорбях; в-четвертых, на обильном опыте личного общения с людьми самых различных состояний, возрастов и положений. Все это позволило преподобному Амвросию подавать исполненные божественной мудрости и простоты советы о том, как надо жить христианину в миру.

Большая часть советов преподобного Амвросия относится к супружеской жизни и воспитанию детей. Основа благополучного супружеского союза и мира — жизнь по заповедям Божиим, покаяние при их нарушении, благопокорность, почтительность и уважение супругов к родителям, и взаимное несение тягот семейной жизни.

«Святой мученик Иустин, — писал преподобный Амвросий, — как значится в древних сказаниях, говорит, что Господь наш Иисус Христос во время земной Своей жизни занимался деланием плуга и ярма, означая сим, что люди должны трудиться и справедливо и наравне с другими нести тяготу, как впряженные волы равно несут свое ярмо: если один из двух будет отставать, то другому бывает труднее. Если бы супруги равно по-христиански разделяли тяготу жизни своей, тогда людям на земле было бы жить хорошо. Но как супруги часто бывают упруги, оба или один из двух, то наше благополучие земное и не упрочивается».

Супружеская жизнь начинается с выбора женихом невесты, который по христианской традиции требует родительского одобрения. В XIX веке первоначальный выбор исходил часто прямо от родителей. Преподобный Амвросий, когда родители обращались к нему за советом об этом деле, прежде всего узнавал, нравится ли невеста жениху. Лишь узнав, что невеста нравится жениху, преподобный с большой осмотрительностью решался давать советы, но, как правило, общего характера. «Мне, — писал преподобный Амвросий, — в это дело мешаться ни так, ни сяк нельзя. Ты и мать, да и то не совсем правою останешься. Женитьба дело мудреное. Всякий хочет выбирать невесту по своему вкусу, а не по чужому. Нужно молиться Богу, чтобы устроил о нас полезное». «В последнем письме пишешь, что ты приискала какую-то невесту для N, которая тебе нравится. И ты ждешь моего грешного благословения, чтобы начать дело. По получении моего письма повтори еще свои справки о невесте, чтобы узнать ее обстоятельно, и если действительно окажется хороша, то и Бог благословит начать это дело. Впрочем, нужно наперед узнать от N. нравится ли и ему эта невеста».

Как общее пожелание при решении вопроса, вступать в супружество или поступать в монастырь, преподобный Амвросий указывал: «Не спешите, а рассмотрите дело супружества со всех сторон, и рассмотрите основательно. Также не мешает рассмотреть и разузнать хорошенько то самое лицо, с которым думаете обрести благополучие мирское, — кроме собственных свойств его рассмотреть и самое его положение, и самые обстоятельства, его окружающие. Вес это в совокупности имеет великое значение. По замечанию некоторых, в самой фамилии людей выражается иногда благоприятное и неблагоприятное свойство. Все это пишу не для того, чтобы желал я отторгнуть Вас от предположенного намерения. Решение этого дела предоставляю Вам самим; а написал все сказанное для того, чтобы подать Вам повод и способ рассмотреть это важное дело со всех сторон и потом уже решить основательно, чтобы после бесполезно не раскаиваться».

Касаясь имени и характера человека, которые, конечно, еще более, чем фамилия, могут выражать его благоприятные и неблагоприятные свойства и влиять на жизненные обстоятельства, преподобный Амвросий указывал: «Как ни тяжел крест, который человек несет, но дерево, из которого он сделан, выросло на почве его сердца». «Много раз замечал я: всякий человек, имеющий какую-либо особо выдающуюся слабость в молодости, под старость ею же наказуется».

«Имя твое Надежда. Молись с верою и надеждою и упованием, чтобы Господь, имиже весть судьбами, преклонил непреклонную волю человека, чтобы он исполнил то, что следует ему исполнить по долгу и обещанию».

Но, придавая важное значение свойствам, характеру, положению и обстоятельствам человека для решения вопроса о возможности соединить с ним жизнь, преподобный Амвросий тем самым нисколько не предопределял его нравственное достоинство или судьбу. «Знайте, — писал он, — что характеры имеют значение только на суде человеческом, и потому или похваляются, или порицаются; но на Суде Божием характеры как природные свойства ни одобряются, ни порицаются. Господь взирает на благое намерение и понуждение к добру и ценит сопротивление страстям». «За неудачную судьбу выданной тобою девицы не вини ни себя, ни меня, ни кого-либо другого; потому что судьба каждого человека зависит от Бога, сообразно душевному настроению всякого».

Лучшее устроение семейной жизни преподобный Амвросий именовал безмолвием и пояснял, что для живущих в миру и семейных оно имеет тот же смысл и значение, что и для монашествующих, хотя, конечно, выражается по-другому. Жить в безмолвии для семейных значит «не заботиться по человеческим расчетам о чем-либо и во всем касательно себя и семейства возлагаться на Промысел Божий, делая только возможное по силе своей, свободно не обращаться с другими, т. е. не мешаться в чужие дела, избегать знакомств и связей без надобности, также неуместных толков и пересудов, говорить кратко и по нужде и только на вопрос». Но делание это по его духовной высоте преподобный Амвросий называл неудобоисполнимым не только для семейных, но и для монахов, и потому, как и старец Макарий, призывал прежде всего держаться пути самоукорения и познания своей немощи, так как без смирения и исправные делатели не оправдятся.

Христианская жизнь, по слову Спасителя, исполнена скорбей. «Семейные тяготы должно переносить как добровольно избранную нами долю. Задние мысли тут скорее вредны, нежели полезны. Спасительно лишь то, чтобы о себе и о семействе молиться Богу, да сотворит о нас полезное по воле Своей святой». Одобряя семейных людей в их скорбях, преподобный Амвросий приводил в пример Царепророка Давида, «который во всю свою жизнь претерпевал семейные расстройства и скорби», но смиренно сознавал свои вины пред Богом. Преподобный Амвросий напоминал, что сообразно внешнему положению, внутреннему устроению и душевным немощам каждому приходится нести скорби, которые, если переносятся без ропота, вводят нас в Царство Небесное. «Впрочем, — писал преподобный, — отцу и матери желаю, взирая на ангельское пребывание детей, получать утешение и отраду души в случающейся и встречающейся печали».

Умиротворение семейных ссор преподобный Амвросий советовал делать при личном свидании; а если отношения были запутанные, то благословлял с мягкостью сказать, что вести переписку или поддерживать дружбу тяжело или неудобно. При унынии или скуке, одолевающей в миру, преподобный Амвросий советовал обращаться к ободряющему занятию или рукоделию: «От уныния можешь и побренчать клавишами, по нужде, поминая старинное слово опытных: нужда мудрена — и не хочешь, да хохочешь». «От скуки можете вязать чулки или иное что подобное». Мирским людям преподобный Амвросий советовал одеваться сообразно их чину. Так, он писал одной духовной дочери, чтобы она переменила материю с крестиками, «так как она более прилична к тому, чтобы шить из нее церковный подризник, нежели обыкновенное платье».

Соблюдение церковного поста при семейной жизни преподобный Амвросий считал обязательным. Главный вред нарушения установлений о посте он видел в прослушании заповеди Церкви. Преподобный писал: «Очень рад, что служащие у Вас стали почитать середу и пятницу, не нарушая правила Церкви о посте. Примеры немцев и других иностранцев ввели в заблуждение русских православных не уважать поста, уверяя, что в пище мало греха или совсем нет греха. Если бы это было справедливо, то Адам и Ева не были бы изгнаны из рая за вкушение плода от запрещенного древа; и древо это было смоковница. Но сила греха состояла не в плоде древа, а в запрещении и прослушании правил Церкви. Господь же в Святом Евангелии глаголет: «Аще кто прослушает Церковь, буди тебе, яко язычник и мытарь». Будет ли тому хорошо на Страшном Суде, кто явится там в числе язычников? Русскому православному человеку вернее и лучше рассуждать и действовать не по-немецки и не по иностранным обычаям, а согласно с правилами Православной Церкви. Апостол пишет: «Един Бог, едина вера», то есть как истинный Бог один, так и истинное вероисповедание одно, начавшееся от Иерусалима, а не от Рима. Православная Церковь во всей вселенной едина — в Иерусалиме, в Антиохии, в Александрии, в Греции и в России».

Второй вред от несоблюдения церковных постов в семейной жизни преподобный Амвросий видел в том, что нравственное очищение невозможно без телесного воздержания. «Пища скоромная вовсе не есть скверна. Она не оскверняет, а утучняет тело человека. Если внешний наш человек, то есть тело, тлеет, истлевает, угнетается и истончается постом и другими подвигами, то внутренний обновляется. И наоборот, если тело питается и утолстевается, то душа истлевает и приходит в забвение Бога и высокого своего назначения, как и в псалмах сказано: «Уты утолсте, разшире, и забы Бога, сотворшаго его».

Если по милости Божией у тебя проявилось благожелание очиститься от внутренних пороков, то да будет тебе известно, что сей род ничем же может изыти, как только усердною молитвою и постом, впрочем, постом благоразумным. А то у нас тут был один пример неблагоразумного поста. Один помещик, проводивший жизнь в неге, захотел вдруг соблюсти суровый пост: велел себе во весь Великий пост толочь семя конопляное и ел его с квасом, и от такого крутого перехода от неги к посту так испортил свой желудок, что доктора в продолжение целого года не могли поправить его».

Преподобный Амвросий видел пагубные последствия нарушения церковного поста также в том, что это влечет обыкновенно за собой презрение к установлениям семейной жизни. Он писал: «Тебе не нравится, что N принуждает свою супругу к скоромному столу в постные дни. Да и невозможно, чтобы это нравилось кому-либо из благонамеренных; разве только одним новым и модным людям. Можешь сказать ему наедине, чтобы он не принуждал к этому свою супругу, а иначе могут быть вредные последствия, и для него самого неприятные. Когда жена его, из угождения к нему, сперва невольно обременит свою совесть презрением святого поста, потом уже и добровольно будет презирать и то, и другое. Зло не стоит в одном направлении, а обыкновенно возрастает и прибавляется».

Преподобный Амвросий убеждал мирян находить по совести благоразумную меру посту, который они могут понести. Так, в одних случаях преподобный советует не полагаться на мнения докторов, зараженных предубеждением против церковного поста, в других случаях —сам обращает внимание на возможность ослабления поста. «В письме от 2 мая пишешь, что доктор советует тебе и в постные дни употреблять скоромную пищу, но ты не решаешься сама последовать этому совету и желаешь знать, что я на это скажу. Думаю я, что если весь Великий пост прожила без скоромной пищи, то как же двух дней в неделю не попоститься? На докторские слова нельзя очень полагаться, потому что доктора большею частью предубеждены против постной пищи. Слышал я, что в Москве один только и есть доктор, беспристрастный в этом отношении, К. X. П. Хотя он лютеранин, но и сам, кажется, почти не употребляет мясной пищи, и больных не заставляет есть мясо в постные дни. Если хочешь, можешь с ним посоветоваться. Это один из лучших московских докторов. Если рыбная пища тебе вредит, то два дня в неделю— немного— можно и рыбу заменить чем-нибудь другим».

«Наступающий пост старайтесь проводить рассудительно, соображаясь с телесными силами. По нездоровью и в 69 апостольском правиле разрешается елей в среду и пяток, и даже некоторым на Страстной седьмице с покаянием и самоукорением, памятуя мудрое изречение святых отцев, что мы не телоубийцы, а страстоубийцы. Святой Исаак Сирии пишет об одном старце, который вкушал пищу через два дня. Если же приходилось ему побеседовать с приходящими час или два, тогда он уже не мог вкушать пищу обычно, а принуждаем был сокращать срок времени, и вкушал более обычной порции. Вам должно помнить, что Вы хозяйка дома, окруженная детьми, к тому же и нездоровье привязывается к вам. Все это показывает, что вам нужно более заботиться о душевных добродетелях, касательно же употребления пищи и других телесных подвигов, у Вас должно стоять, впереди всего, благое рассуждение со смирением.

Ежели в душевных недостатках приемлется покаяние, смирением растворенное, то в телесных немощах покаяние и самоукорение еще более имеют место. Святой Лествичник приводит слова: «Не постихся, ни бдех, ни на земли возлегах, но смирихся, и спасе мя Господь». Начните, помолившись Богу, вкушать пищу в пост с елеем. Если же нужда потребует, по нездоровью Вашему, и большего, то в виде лекарства можете употребить и большее. Представьте со смирением немощь Вашу Господеви, и силен Он устроить все во благое.

Во время приготовления (к Святым Тайнам) нужно несколько дней употреблять пищу без елея, но только советую вам придумывать пищу попитательнее, из сухих плодов и подобного, по желудку Вашему, чтобы Вы были способны к службам (если это возможно) и присматривать за детьми и в доме».

«Почтенный о Господе А. Письмо Ваше получил. Ежели совесть ваша не соглашается, чтобы употреблять Вам в пост скоромное, хотя и по болезни, то не должно презирать или насиловать совесть свою. Скоромная пища не может исцелить Вас от болезни, и потому после Вы будете смущаться, что поступили вопреки благих внушений совести Вашей. Лучше из постной пищи выбирайте для себя питательную и удобоваримую вашим желудком. Бывает, что некоторые больные употребляют в пост скоромную пищу как лекарство, и после приносят в этом покаяние, что по болезни нарушили правила Святой Церкви о посте. Но всякому нужно смотреть и действовать по своей совести и сознанию, и сообразно с настроением своего духа, чтобы смущением и двоедушием себя еще больше не расстроить. Вот я Вам высказал свое мнение, как разумею, а Вы избирайте для себя полезнейшее».

Преподобный Амвросий преподал много общих и частных советов о воспитании детей. Хотя он указывал, что «писать о подобных вещах не совсем удобно», а лучше объяснять при личном свидании, но, сознавая трудность положения христианских родителей, старался помогать им и в письмах. «В настоящее время, — писал преподобный Амвросий, — кажется, более, чем когда-нибудь, желающие благочестие жити окружены всякими неудобствами и затруднениями. Особенно становится трудно вести дело воспитания детей в духе христианском и в правилах Святой Православной Церкви. Посреди всех этих трудностей остается нам одно: прибегать к Господу Богу, усердно просить от Него помощи и вразумления и затем с своей стороны делать все, что можем по крайнему нашему разумению; остальное же предоставить на волю Божию и на Его Промысл, не смущаясь, если другие не так поступают, как бы нам желалось».

Высота и значение христианского наставления видна из того, какую милость от Господа получает воспитатель. «В Священном Писании сказано: «Блажен, иже имать семя в Сионе», — т.е. блажен тот, кто будет иметь в вечной торжествующей Церкви Христовой хоть единое чадо духовное». Дать правильное христианское воспитание детям можно только тогда, указывал преподобный Амвросий, когда воспитатель держится православного учения и в жизни поступает согласно с православными постановлениями. «Если не хотите пострадать от бедствия душевного, — писал преподобный, — не читайте без разбора всякие новые сочинения, хотя бы и духовного содержания, но таких сочинителей, которые не подтвердили своего учения святостью жизни, а читайте творения таких отцов, которые признаны Православною Церковью за твердо известные и без сомнения назидательные и душеспасительные. Чтобы не потерять твердое Православие, возьмите в руководство и детям своим книгу «Православное исповедание» Петра Могилы. Рассмотрите ее со вниманием и со тщанием и написанное там содержите в памяти твердо, чтобы и самим хорошо знать дело своего спасен и я, и знать, что нужно сказать и указать детям в приличное время. Второй книгой в этом роде да будет «Летопись» или 4-я часть творений свят. Димитрия Ростовского. За нею и прочие части его творений читайте не только для руководства относительно правых мнений и разумений, но и для руководства в самой жизни, чтобы знать и уметь, когда должно поступить чисто по-христиански, согласно православным постановлениям. Для этой же цели читайте книгу Аввы Дорофея, которую по справедливости называют зеркалом души. Зеркало это покажет каждому не только его действия, но и самые движения сердечные. В посты и особенно во дни говения прилично и полезно читать творения Ефрема Сирина в русском переводе, выбирая главы о покаянии. Остальное в его творениях можно читать во всякое время, не мешает также повторять главы о покаянии». Кроме этих творений преподобный Амвросий для духовного наставления и укрепления советовал читать творения святителя Тихона Задонского и «Письма блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария к мирским особам» (М., 1862), в которых находится обильное разрешение встречающихся в жизни недоумений. Основываясь на словах апостола Павла (Евр. 13, 9; Гал. 1, 8; 2 Кор. 10, 5), преподобный Амвросий убеждает не соглашаться «принимать никаких новых учений, как бы благовидны они ни были».

Чтобы будущая мать не тяготилась страхом трудного рождения ребенка, преподобный Амвросий советует ей, согласно с православным преданием, прибегать к молитвам пред Феодоровской иконой Божией Матери (домашние бдения, акафисты, молебны), не менее 12 раз в день читать «Богородице Дево, радуйся», хотя бы с поясными поклонами, и кондак «Не имамы иныя помощи».

Сознавая трудность христианского воспитания детей, некоторые не желают брать на себя ответственности быть восприемником при Крещении. Преподобный Амвросий указывал на ошибочность такого взгляда: «От восприятия младенцев при Крещении не должно настойчиво уклоняться. Нас судить будет Бог всеведущий, Которому вполне известно, сколько могут назидать духовных детей восприемники в настоящее время. Впрочем, обязаны они часто молиться за детей своих, чтобы Господь, имиже весть судьбами, удержал их на пути благочестия и не попустил совершенно заблудить от стезей спасения; и вообще молитва за близких нам должна быть приносима со смирением Всеведущиму и Всесильному Богу. Где невозможно помочь делом и советом, заповедь имеем молиться друг за друга, да исцелеем». Подобным же образом преподобный Амвросий советует и матери ребенка, со смирением и упованием более на милость Божию, чем на свои способности, смотреть на воспитание детей. «Вас тяготит забота, как дать детям Вашим христианское воспитание, и вы выражаете эту заботу так: «Всякий день на опыте вижу, что не имею достаточно твердости к исполнению долга по совести, и чувствую себя весьма неспособною сложить душу человека по образу и подобию Божественного учения». Последняя мысль выражена очень сильно и относится более к содействию и к помощи Божией, а для Вас довольно будет и того, если Вы позаботитесь воспитать детей своих в страхе Божием, внушить им православное понятие и благонамеренными наставлениями оградить их от понятий, чуждых Православной Церкви. Что Вы благое посеете в душах своих детей в их юности, то может после прозябнуть в сердцах их, когда они придут в зрелое мужество, после горьких школьных и современных испытаний, которыми нередко обламываются ветви благого домашнего христианского воспитания».

В деле христианского возрастания и наставления имеет великое значение благодать Крещения, которая равно дастся всем православным христианам. Но преподобный Амвросий предупреждал, что «действует и обнаруживается благодать сия по мере исполнения заповедей Божиих, из коих главная — смирение».

Основываясь на заповеди апостола Павла: «вдаяй браку свою деву, добре творит, и не вдаяй, лучше творит» (1 Кор. 7, 38), преподобный Амвросий указывал, что «посвящение Богу детей и родителями не отвергается». Очень одобрял преподобный воспитание приемных детей, но предупреждал не спешить формальностью усыновления.

Нет ничего пагубнее для детей, чем разногласие супругов в деле их воспитания. Преподобный Амвросий писал, что спорить об этом при детях не полезно. «Поэтому в случае разногласия лучше или уклоняйтесь и уходите, или показывайте, как будто не вслушались, но никак не спорьте о своих разных взглядах при детях. Совет об этом и рассуждение должны быть наедине, и как можно похладнокровнее, — чтобы было действительнее. Впрочем, если Вы сумеете насадить в сердцах детей Ваших страх Божий, тогда на них разные человеческие причуды не могут так зловредно действовать». «По временам можете в спокойном духе сказать ему (супругу), что найдете полезным, и усердно молитесь за него и за детей Ваших, чтобы Господь устроил о них полезное, якоже Сам весть».

Духовное воспитание детей должно вестись сообразно их возрасту: младший от 1 до 7 лет, средний от 8 до 14 лет, старший от 15 лет. В младшем возрасте самое главное — приучить ребенка к страху Божию и крестному знамению. «Веками утвержденный опыт показывает, что крестное знамение имеет великую силу на все действия человека во все продолжение его жизни. Поэтому необходимо позаботиться вкоренить в детях обычай почаще ограждать себя крестным знамением, и особенно пред принятием пищи и пития, ложась спать и вставая, пред выездом, пред входом куда-либо, и чтобы дети полагали крестное знамение не небрежно или по-модному, а с точностию, начиная с чела до персей и на оба плеча, чтобы крест выходил правильный. Если Вам самим неудобно будет почему-либо хорошо заняться, чтобы не забывали о крестном знамении, не мешает, кроме других воспитательниц, если возможно, иметь для сего хорошую русскую няню: другие няни пусть занимаются по другим частям, а православная няня по православной части, и особенно крестным знамением; с нее этот предмет и спрашивать. Как можно и насколько можно приспособить это к настоящему делу, по обстоятельствам, постарайтесь; совершенно же сего из виду упускать не должно. Ограждение себя крестным знамением многих спасло от великих бед и опасностей».

«Мнение мое в отношении занятий чтением такое, что прежде всего занимать юный ум Священною Историею и чтением житий Святых, по выбору, незаметно насевая в нем семена страха Божия и христианской жизни; и особенно нужно с помощью Божиею суметь ему внушить, как важно хранение заповедей Божиих и какие бедственные последствия бывают от нарушения оных. Все это выводить из примера прародителей наших, вкусивших от запрещенного древа и за то изгнанных из рая.

Крыловы басни можно оставить до времени, а пока занимать ребенка изучением наизусть некоторых молитв, символа веры и избранных псалмов, например: «Живый в помощи Вышняго», «Господь просвещение мое» и подобных. Главное, чтобы ребенок был занят по силам и направлен к страху Божию. От этого все доброе и хорошее, как и, напротив, праздность и невнушение детям страха Божия бывают причиною всех зол и несчастий. Без внушения страха Божия, чем детей ни занимай, — не принесет желаемых плодов в отношении доброй нравственности и благоустроенной жизни. При внушении же страха Божия всякое занятие хорошо и полезно.

Особенные тонкости и предосторожности по сему предмету не совсем уместны. Нужно вести дело проще, с надеждою на помощь Божию, которой и всегда просить должно за молитвы блаженного нашего отца (Макария)».

Матери, или воспитательнице, заботящейся о младших детях, преподобный Амвросий не советовал оставлять их надолго; в обращении с младшими и старшими держаться золотой середины, «стараясь не настаивать и делать по своей обязанности то, что будет возможно по соображению, руководствуясь страхом Божиим и благою совестию».

Относительно воспитания среднего детского возраста преподобный Амвросий писал следующее: «Пишете, что замечаете в сыне вашем сухость или мало чувства и другие недостатки. Но в детстве вообще не у многих бывает истинное, настоящее чувство, в большей части оно проявляется в более зрелом возрасте, уже тогда, когда человек более начнет понимать и кое-что испытает в жизни. Притом избыток внутреннего чувства незаметно служит поводом к тайному возношению и осуждению других; а недостаток чувства и сухость невольно смиряет человека, когда он станет понимать это. Потому, много не огорчайтесь тем, что замечаете в сыне вашем этот недостаток; со временем, может быть, и в нем неизбежные в жизни испытания пробудят должное чувство; а только позаботьтесь о том, чтобы передавать ему по возможности обо всем здравые понятия, согласно учению Православной Церкви. Пишете, что до сих пор сами занимались с ним и прошли с ним священную историю Ветхого Завета; и спрашиваете, как и чему его учить, и кого избрать для этого. Прошедшие ним Ветхий Завет, Вам самим должно кончить это дело, то есть перейти к Новому Завету; а потом уже начать катехизическое учение. Вы боитесь, что сухость катехизиса не прибавит ему теплоты. Катехизис никому не прибавляет теплоты; а довольно того, чтобы дети имели правильные понятия о догматах и других предметах Православной Церкви. Если желаете, чтобы православное учение действовало и на сердце сына Вашего, то читайте с ним «Православное Исповедание» и «Училище Благочестия», а законоучитель пусть обучает его по катехизису, принятому в учебных заведениях. Что касается до выбора учителя, то я, не зная никого из московского духовенства, Вам ни на кого не могу указать; а помнится мне, что батюшка о. Макарий кому-то советовал избрать в законоучителя для детей младшего возраста не священника, а диакона: это проще, а потому бывает удачнее; московские диакона — все кончившие курс в семинарии, и катехизис хорошо знают. Если желаете, можете выбрать для своего сына какого-либо дьякона с свидетельствованной нравственностью и благочестием, который хотя и не магистр, но из кончивших курс семинарии. Вы затрудняетесь выбором и назначением духовника. Чтобы своего духовника не огорчить, только наперед сами объясните ему все то, что находите нужным и полезным для вашего сына, с прибавлением прошения исполнить это, так как по вашему сознанию священная обстановка при исповеди для ребенка нужна, хотя для понимающего она особенного значения не имеет.

Перед исповедью и сами вы займитесь вашим сыном и приготовьте его к этому Таинству, как сумеете. Заставьте его перед исповедью прочесть заповеди с объяснением. Касательно исправления его недостатков вообще, можете ему говорить иногда полушутливым тоном: «Ты — ведь молодой князь; чрез такие поступки не ударяй себя лицом в грязь». Пишете, что вы глубоко уверены, что нет для человека иного источника благополучия на земле и вечного блаженства на небе, кроме Церкви Христовой, и что все вне оной — ничто, и желали бы передать это убеждение детям своим, чтобы оно было как бы сокровенной их жизнью; но вам кажется, что не имеете призвания учить, и не можете говорить с должной силою убеждения об этом великом предмете.— Как мать чадолюбивая, сами передавайте сведения об этих предметах вашим детям, как умеете. Вас в этом заменить никто не может, потому что другим вы должны бы еще сперва растолковать ваши понятия и желания, и при том другие не знают ваших детей и их душевное расположение и потребности; и при том слова матери более могут действовать на них, нежели слово постороннего человека. Наставления других действуют на ум, а наставления матери на сердце. Если же вам кажется, что сын Ваш многое знает, многое понимает, но мало чувствует, то, повторяю, не огорчайтесь и этим. А молитесь о сем Богу, да устроит полезное о сыне вашем, яко же весть.

Вы пишете, что у него прекрасная память; пользуйтесь и этим. Передавайте ему, кроме наставлений, душеполезные повести, и по времени спрашивайте его, чтобы он вам повторял, как помнит и понимает. Все, что он от вас услышит, будет сперва храниться в его памяти и уме, а потом с помощью Божиею, при содействии опытов в жизни, может перейти в чувство. Вы жалуетесь, что мать отвлекает вас от занятий с сыном. Можете объяснить ей прямо, что польза сына требует, чтобы вы с ним занимались; а она, как разумная бабушка, конечно, в этом должна снизойти вам без огорчения. Повторяю: призывая Божию помощь, действуйте касательно сказанного как умеете, как вас вразумит Господь и как можете — ничтоже сумняся и ничтоже бояся».

Особенностью старшего детского возраста, или начала юношества, является желание самостоятельности, которая зачастую выражается в следовании общепринятому в обществе греховному направлению. Преподобный Амвросий так писал об этой наклонности:

«Ежели желаешь в жизни твоей быть благополучною, то старайся жить согласно заповедям Божиим, а не по простым обычаям человеческим. Глаголет бо Господь чрез пророка Исаию: «Аще послушаете Мене (т.е. исполнением Заповедей Божиих), то благая земли снесте». Главная же заповедь в обетовании: «Чти отца и матерь, да благо тебе будет и долголетен будеши на земли». Неуместные выходки или вспышки пред родителями ни в коем случае неизвинительны. 06носится между людьми мудрое слово: яйца курицу не учат. Юному возрасту прежде должно себя обучать и вразумлять хранением очей, обузданием языка и вообще благонравным и скромным поведением и обращением с другими, отражая от себя даже помыслы противозаконные и богопротивные, потому что люди смотрят только на лицо, Бог же взирает на сердце, и от Него зависит наша участь, как в настоящей, так и в будущей жизни. Никого не суди и не осуждай, да и сама избежишь осуждения от Бога. Наконец, помни и никогда не забывай грозное слово Господа: «Аще кто постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейном и грешнем, и Аз постыжусь его, егда прииду во славе Отца Моего со Ангелы святыми».

Бурное развитие самостоятельности в юношеском возрасте может быть столь сильным, что преподобный Амвросий советовал даже родителям иногда уступать взрослеющему юноше, то есть «что должно ему уступать, снисходя к его характеру, в мелочных делах, когда и где от этого не предвидится вреда. А в чем находите его желание несообразным с делом, можете, при случае, свои мысли объяснить ему». Для девушек преподобный Амвросий советует прежде всего установить правильный распорядок дня: «Спрашиваешь, как приучить питомицу твою к серьезным занятиям, но сама сознаешь трудность своего дела. Особенно мудрено советовать издали, когда не знаешь, как будут приняты наши слова. Предложи сперва, чтобы из дня сделали день и из ночи — ночь; а когда в этом будешь иметь успех, тогда можно будет подумать и о другом».

Преподобный Амвросий обращал внимание на расширение круга чтения в юношеском возрасте: «В благие минуты можешь сказать питомице, что она, как христианка, кроме журналов должна читать духовные книги и на слово не верить всякому вздору без разбора: что можно родиться из пыли и что люди прежде обезьянами были. А вот это правда, что многие люди стали обезьянам подражать и до степени обезьян себя унижать». «Утвердившись в православном учении, сперва читайте все духовные журналы, с означенным разбором, и изберите потом, который более придется по духу вашему».

В приобретении образования преподобный Амвросий отмечал две необходимые черты: первое — сохранение и умножение смирения; второе — практичность образования. «Если... только хорошо учиться, да при этом и нерассудно гордиться — дело никуда не годится. Одно хорошее учение без смирения — точно на одной ноге хождение. Хотя хромые ходят и на одной ноге с помощью костыля, да такое уж и хождение; мало того, что с большою нуждою ходят, но частой претыкаются, и восприемлют нередко болезненные язвы. Кто желает быть всегда смирен и спокоен душою, тот всячески должен смиряться. Без смирения невозможно иметь успокоение».

Преподобный Амвросий предпочитал образование не высокое и блестящее, а потребное к делу, чтобы человек был практическим и могущим добывать себе насущный хлеб. Преподобный советовал не быть праздным, «потому что праздность есть начало и причина многим порокам и многому злу». Обеспеченные люди, по мнению преподобного Амвросия, должны были заниматься хозяйством, или каким-нибудь приличным делом, занятием, или служить, хотя бы служба была и не хороша, потому, что, во-первых, всякая служба лучше праздности, а, во-вторых, отсутствие дела приводит к вредному провождению времени в кругу пустых людей.

Христианское воспитание много значит в последующей жизни человека, но если оно не соединится со свободной волей воспитываемого, то не способно направить его к добру. Равным образом и отсутствие христианского воспитания не снимает с человека ответственности за свои поступки. В связи с этим преподобный Амвросий писал скорбевшей за греховную жизнь сына матери: «Вы сознаете, что во многом сами виноваты, что не умели воспитать сына, как должно. Самоукорение это полезно; но, сознавая вину свою, должно смиряться и раскаиваться, а не смущаться и отчаиваться; также не должно очень тревожиться Вам мыслию, будто Вы одни — невольною причиною теперешнего положения вашего сына. Это не совсем правда: всякий человек одарен свободною волею и сам за себя более идолжен будет отвечать пред Богом. — Спрашиваете, не написать ли Вам сыну Вашему наудачу, в Москву, и как ему написать, чтобы тронуть его сердце? Напишите ему сперва вкратце, чтоб узнать, где он теперь находится; а когда это узнаете, то можете написать ему и подробнее. Можете тогда ему сказать, что он теперь, вероятно, собственным опытом испытал, к чему ведет безбожие и вольнодумство; что, стремясь к необузданной свободе, он забыл, что от греха, особенно досаждения родителям, произошло самое рабство, которого на земле прежде не было и т.п. Помолясь Богу, пишите, как Господьположит Вам на сердце. По сперва, повторяю, нужно Вам узнать, где он находится в настоящее время и в каком положении. И вообще, Вам должно теперь не столько заботиться вразумлять его, но более молиться за него, чтобы Сам Господь, имиже весть судьбами, вразумил его. Велика сила матерней молитвы. Вспомните, из какой глубины зла извлекла блаженного Августина молитва благочестивой его матери. А молясь за сына, молитесь и о себе, чтобы Господь простил Вас, в чем Вы по неведению согрешили».

Преподобный Амвросий объяснил, в чем состоит причина и смысл болезней, страданий и смерти детей. В приводимом ниже письме особенно важно указание преподобного о том, что в настоящее время и малые дети получают душевное повреждение, а поэтому им требуется и очищение, и приобщение Святых Тайн с исповедью пред духовником.
«Слышу, что Вы скорбите паче меры, видя страдания болящей дочери. Действительно, по-человечески нельзя не скорбеть матери, видя дочь свою малютку в таких страданиях, и страждущую день и ночь. Несмотря на это, вы должны помнить, что вы христианка, верующая в будущую жизнь и будущее блаженное воздаяние не только за труды, но и за страдания произвольные и непроизвольные: и потому не должны нерассудно малодушествовать и скорбеть паче меры, подобно язычникам или людям неверующим, которые не признают ни будущего вечного блаженства, ни будущего вечного мучения. Как ни велики невольные страдания дочери Вашей малютки С., но все-таки они не могут сравниться с произвольными страданиями мучеников; если же равняются, то она и равное с ними получит блаженное состояние в райских селениях. Впрочем, не должно забывать и мудреного настоящего времени, в которое и малые дети получают душевное повреждение от того, что видят, и от того, что слышат; и потому требуется очищение, которое без страданий не бывает; очищение же душевное по большей части бывает чрез страдания телесные. Положим, что и не было никакого душевного повреждения. Но все-таки должно знать, что райское блаженство никому не даруется без страданий. Посмотрите: и самые грудные младенцы без болезни ли и страданий переходят в будущую жизнь? Впрочем, пишу так не потому, что желал бы я смерти страждущей малютке С.; но пишу все это собственно для утешения вас, и для правильного вразумления, и действительного убеждения, чтобы вы нерассудно и паче меры не скорбели. Как ни любите вы дочь свою, но знайте, что более вас любит ее Всеблагой Господь наш, всяким образом промышляющий о спасении нашем. О любви Своей к каждому из верующих Сам Он свидетельствует в Писании, глаголя: «Аще и жена забудет исчадие свое, Аз же не забуду тебе». Поэтому постарайтесь умерить скорбь вашу о болящей дочери, возвергая печаль сию на Господа: яко же бо хощет и благоизволит, тако и сотворит с нами по благости Своей. Советую вам приобщать болящую дочь с предварительною исповедью. Попросите духовника, чтобы поблагоразумнее расспросил ее при исповеди».

Преподобный Амвросий писал также, что смерть восхищает детей от жизни тогда, когда они были ограждены от многих соблазнов и лишены благ земных. Это даст преставльшимся к Богу детям особое дерзновение просить благ Небесных.

Еще более скорбят родители при смерти единственного ребенка в цветущем возрасте, когда перед ним открывается дорога жизни. Причины таких смертей могут быть самые разные. Человек склонен искать счастья земного и временной отрады вместо вечной. Вот Господь Своим Промыслом разрешает этот узел для одних скорбью, чтобы обратились от земного к Небесному, для других — смертью, прекращением земной жизни. Никто не знает, каков был бы скончавшийся человек, если бы жизнь его продлилась. Но Господь не отнимает у людей возможности утешаться друг другом в будущей жизни: «Что Господь творит с нами, бывает не только благо, но и добро зело». Преподобный Амвросий, сочувствуя родителям, потерявшим взрослых детей, утешал их отрадной верой в будущую жизнь вечного блаженства, в которой родители могут соединиться со своими детьми, чтобы уже никогда не расставаться. Лучшие меры к тому, во-первых, поминать душу преставльшегося на Литургии, при принесении бескровной Жертвы, на чтении Псалтири и в домашних молитвах; во-вторых, творить о его душе посильную милостыню. Все это будет полезно не только преставльшемуся, но и тем, кто молится о нем, и еще более утвердит их в христианском настроении духа. Преподобный Амвросий советовал также родителям преставльшегося сына взять на воспитание внуков и утешаться ими, как своими детьми.

Относительно завещаний имений и раздела имущества преподобный Амвросий советовал всем детям назначать поровну и не отменять сделанных разделов, чтобы избегнуть ропота и недовольства. Строгому прещению подвергал преподобный тех родителей, которые лишали наследственной части (или уменьшали ее) детей, поступающих в монашество. «Монашеские деньги в мирском доме, — писал преподобный Амвросий, — огонь истребляющий, как об этом сказано в церковной книге, называемой «Пролог». Василий Великий угрожает наказанием родителям, которые лишают наследственной части детей, поступающих в монашество: Опасайтесь, чтобы уклонением от исполнения долга своего не навести бедствия на семейство Ваше. Бог и великие грехи прощает человеку против Него Самого; но согрешения против ближнего не прощает, если с ним не умиротворится и не удовлетворит его как следует».

Преподобный Амвросий много раз указывал, что тот, кто подаст средства на поддержание монастыря, поступает гораздо полезнее для своей души и для пользы ближних, чем тот, кто раздаст милостыню. «Можно сделать полезное в тридесять крат, а лучше в шестьдесят, а во сто крат еще лучше, и полезнее, и спасительное. Ежели начальник блудниц, как пишется в старческих сказаниях, поставлен выше преподобного Макария Великого за то одно, что он нашел возможность тридесять дев монастырских сохранить от растления, заменив их лицами, бывшими у него под командою, то какую, думаешь ты, может получить мзду тот, кто ста девам, собравшимся в обитель для служения Богу, даст возможность не рассеяться по разным местам или обратиться в мир? Хорошо помочь и погоревшим, но тут одна лишь скорбь, по большей части приносящая пользу людям, для какой причины пожар и попускается от провидения свыше; но стократно выше то, если сохранить или дать возможность сохраниться многим от явного душевного вреда».

Обеднение преподобный Амвросий рассматривал как попущение Божие для пользы душевной. «Блага здешние кратковременны, и никто богатства земного не переносит с собою в будущую жизнь, разве только кто разумно употребит его на милостыню и благотворения». Так же преподобный советовал относиться и к краже денег и имущества. Но «не мешает, по человеческой немощи, и розыск о пропаже учинить, сколько это будет возможно; и прежде всего советую, — писал преподобный Амвросий, — съездить не раз в храм Иоанна Воина и отслужить там молебен не менее трех раз, и на литургии, на проскомидии поминать имена подозреваемых лиц, а прежде твое имя и N». При возникновении судебных дел, указывал преподобный Амвросий, ложных свидетелей надо выставлять на вид и опровергать несправедливые показания. Если же решение суда будет несправедливо, это испытание надо перенести с христианским терпением и благоразумием, как попущение Божие к смирению нашей самонадеянности и к очищению от грехов.

В служебных отношениях преподобный Амвросий советует соблюдать осторожность и мудрость. «В настоящее время — неустройство в целом мире от брожения умов и от чрез меру развитого самолюбия. Не говоря уже о каких-либо увлеченных людях, видим, что между самыми благонамеренными людьми редко можно найти двух во всем единомышленных и согласных; но и из таких людей всякий думает по-своему, видит вещи по-своему и действуете настойчивостью тоже по-своему — когда в силах, то открыто, более же политически и ухищренно. И так действуют потому, что иногда уверены в правильности своих убеждений до папской непогрешимости, иногда же уклоняются в человекоугодие по человеческим расчетам. В первом случае забывается слово Апостола: «Мняйся ведети что, не уразуме, якоже подобает», — и еще: «Имут ревность, но не по разуму»; а в последнем случае — слово псалмопевца: «Разсыпа Бог кости человекоугодников». Находясь среди таких обстоятельств, кто еще не имеет совершенно полной власти, непрестанно да памятует совет Самого Господа: «Будите мудры, яко змия, и цели, яко голубие», — то есть, видя несправедливое действие (кого-либо), вместо того, чтобы раздражаться от негодования, должен употреблять мудрость, чтобы достигать цели, не во всем, а хотя в главном, или в чем возможно; подобно, как змея, когда ранят тело ее, всячески старается соблюсти главу. Вообще, ныне время такое, хотя бы в чем-нибудь достигать благонамеренной цели. А в отношении главного предстоятеля, кто бы он ни был, должно иметь следующее соображение: действовать, приспособляясь к его характеру; и кто уклончив — одно говорит на словах, а другое выражает в действиях и на бумаге — с таким не должно прибегать к словесным объяснениям — они напрасны, а лучше самое дело пускать в ход на волю Божию: пройдет, хорошо, не пройдет или подвергнется неправому изменению. Вы за это отвечать не будете. Должно успокаивать себя тем, что Господь взирает на благое намерение и требует посильного и возможного действия, а не сверх силы и возможности».

Преподобный Амвросий советовал начальнику не оскорбляться вдруг молвою о служащих, а «лучше постараться сделать наблюдение и, отыскавши виновных, сделать исправление». «Доносы должно принимать средним образом — вполне не доверять и совсем не отвергать, а ожидать, как дело покажет». Не должно быть и слишком строгим к представляющему дело в ложном виде, так как это может быть не бесстыдная ложь, а выдавание неправильного мнения за сущую правду под влиянием действия страсти. «Когда будут бороть вас подозрения, то Вы говорите себе: может быть, это не так — и оставляйте дело в среднем смысле». Для принятия решения о занятии должности преподобный Амвросий советует, если, конечно, это возможно, попробовать сперва принять должность на время, а потом будет видно, можно ли проходить ее без вреда душевного. При занимании должности надо иметь возможность быть в церкви, особенно за литургией, и уделять время для домашней молитвы. Лучше войти в затраты за обслуживание себя, но иметь время для молитвы.

Крайне отрицательно преподобный Амвросий относился к дуэли, считая ее совершенно несовместимой с христианскими началами. Так, одному человеку, согласившемуся принять вызов на дуэль, преподобный писал: «Вы хотите еще кончить вражду свою по-язычески, т.е. по примеру людей неверующих, которые не верят ни будущей жизни, ни будущему вечному блаженству, ни будущим вечным мукам — кончить дуэлью, этим адским узлом двух убийств, или, вернее, соединением убийства с самоубийством, потому что, хотя один иногда и остается в живых, но тот и другой думал убить и себя самого добровольно подвергал умерщвлению, наперед душевно умирая. Прилично ли все это Вам, старому христианину, столько лет упражнявшемуся в делах благочестия и изведавшему силу животворных заповедей Христовых, открытых нам во Святом Евангелии? Посмотрите на Начальника веры и Совершителя нашего спасения, Сына Божия, Царя Ангелов и Архангелов, как не отвратил Он лица Своего от заплевания и заушения и смиренно перенес всякий вид поношения и уничижения. Мы же, нарицающиеся последователями Его и желающие воцариться с Ним в неизреченной Его славе, не хотим по-христиански смириться и тогда, как вдвое уже по-человечески воздали своему противнику за его оскорбление. Какой пример подадите Вы юным, в таких сединах своих, если благоразумно не захотите окончить вражду вместо дуэли христианским примирением?». Преподобный Амвросий считал, что причиной, за которую попускаются такие искушения, как вызов на дуэль, является горделивое самомнение человека о себе, что он лучше и искуснее других, настойчивость характера, не допускающая человека принимать благие советы других, особенно меньших себя. В обращении с другими людьми преподобный Амвросий советовал основываться, во-первых, на слове Божием и правде Евангельской, а не на ложном мнении, вытекающем из горделивых мнений большого света; во-вторых, на принятом и приличном в светских правилах, если они не противоречат христианской нравственности.

В отношении лечения болезней преподобный Амвросий, как и во всем, держался среднего образа. Он писал: «Спрашиваешь меня, грешного, — в обыкновенных болезнях ждать ли всегда чудесного исцеления, молитвенно прибегая к помощи Божией, и не грешно ли пользоваться и простыми средствами. Греха в этом никакого нет, потому что все от Господа Бога — и лечебные средства, и самые лекаря. И не в том состоит грех, что человек прибегает к врачебным пособиям, а в том, если больной всю надежду на выздоровление полагает в одном враче и врачебных средствах, забывая притом, что все зависит от Всеблагого и Всемогущего Бога, Который Един, их же хощет, живит и мертвит». Преподобный Амвросий при болезнях советовал также обращаться за молитвенной помощью к Пресвятой Богородице и к святым великомученику Пантелеимону, преподобному Тихону Калужскому. Он благословлял совершать водосвятные молебны, мазаться маслом, купаться в чудотворных источниках. «Многие примеры показывают, — писал преподобный, — что чтение с верою псалма «Живый в помощи» ограждает читающих от многих опасностей, и если кто ради забвения с верою на помощь Божию носит на себе написанный этот псалом, в этом нет ничего противного. У одного офицера была на шее икона Святителя

Николая, завернутая с написанным этим псалмом; пуля пробила платье, дошла до бумажки, но ни иконы, ни бумажки не повредила».

Но, благословляя церковные молитвы о болящем и врачебную помощь ему, преподобный Амвросий предупреждал о недопустимости разных суеверий, ворожбы и призывания ворожей. «Они при произношении непонятных для них самих слов примешивают и чтение псалмов, а иногда и крестное знамение». «К ворожеям ходят люди двоедушные, которые не надеются на милость и помощь Божию, а ищут помощи человеческой или надеются более на какие-либо расчеты человеческие, а не на Бога и Его всесильную помощь и вездесущий Промысл». Подобно старец отзывался и о гадании: «К угадчице вперед не советую Вам ходить, чтобы Вам не подвергнуть себя шестилетней епитимий и отлучению от приобщения Святых Тайн, как сказано в правилах Кормчей. В житиях святых нигде не видно, чтобы они гадали на чем-либо и угадывали разные покражи и поджоги. Из жития преподобного Никиты (31 янв.) видно, что это делается по искушению противной силы с своими зловредными расчетами».

Таковы основные советы преподобного Амвросия к христианам, живущим в миру. Они не составляют какого-либо цельного учения, но значение их чрезвычайно велико. В святоотеческой письменности вообще не так много написано конкретного о том, как жить христианину в миру. Вероятно, учитывая изменчивость мира и разнообразие условий, в которых может оказаться христианин, святые отцы предпочитали говорить об общих законах духовной жизни или о той среде, в которой им приходилось больше бывать, — о монашестве. Преподобный Амвросий один из немногих изложил общие закономерности духовной жизни в чрезвычайно конкретной форме, исходя из нужд паствы второй половины XIX века.

 

Новое
Православные Святыни
Монастыри России
Православные храмы Санкт-Петербурга
Православные праздники
Святые Земли русской
Подвижники Земли русской
Духовные беседы
Православие и русская культура
Другие фильмы  

Чат
Гостевая книга

Письмо студии
Письмо дизайнеру

ФОБОС: погода в г. С.-Петербург


HotLog